Без Интернета стало сложно представить современную жизнь. Многие сферы жизни стали связаны с Интернетом. Здесь и общение, и самовыражение, и поиск нужной информации, и заработок, и развлечения.
Полезные качества интернета соперничают с теми ресурсами, которые наносят очевидный вред личности и психике многих людей. Особенно подвержены негативному влиянию Интернета дети и подростки.
Почему так происходит и есть ли способы защитить детей от негативного влияния Интернета? Расскажем в статье.
Что такое интернет: его плюсы и минусы
Интернет – это всемирная сеть, созданная для быстрой передачи информации, а также ее хранения. Первоначально подобная сеть объединяли некоторые институты и вычислительные центры Америки. Затем ее влияние распространилось шире, и сеть перешла постепенно в разряд всемирной.
В настоящее время очевидно, что Интернет имеет и положительные, и отрицательные стороны. Рассмотрим подробнее плюсы и минусы Всемирной сети.
Плюсы Интернета
- Оперативное получение информации. Быстрое поступление сообщений, писем и звонков.
- Общение в режиме «реального времени».
- Быстрый поиск необходимой информации. Нет необходимости идти в библиотеку, выбирать часами в книгах по крупицам нужную информацию. Поисковые системы выдают ответы на запросы в течение нескольких секунд, а электронные базы данных располагают информацией на любые темы.
- Возможность получения видео — и аудиосообщений для организации общения, обучения и работы.
- Упрощение бытовых дел: заказ продуктов, вещей, аксессуаров, одежды, оплата счетов. Все это экономит время и позволяет сделать быстрый и правильный выбор.
- Выполнение рабочих обязанностей, используя систему Интернет, освободило многих людей от сидения в офисах и повысило работоспособность.
- Люди с комплексами получают возможность самореализации, показывая свою деятельность в сети и сокращая проблематичное общение.
Читайте еще: Как выбрать увлечение для ребенка
Минусы Интернета
- Сокращение живого общения. Общаясь в сети, люди реже стали видеться с друзьями и близкими. Любой живое общение всегда лучше общения онлайн.
- Снижение образовательного уровня за счет быстрого приобретения готовых домашних заданий, рефератов, курсовых работ.
- Получение недостоверной информации. Не все сайты несут ответственность за качество и правдивость контента. От неверной информации многие люди страдают и получают негатив.
- Увеличение случаев мошенничества и вовлечения несовершеннолетних в пагубную незаконную деятельность.
Место интернета в современном обществе
В современном обществе Интернет занимает лидирующие позиции. Что люди делают, используя Интернет?
- Работают. Многие компании нанимают сотрудников на удаленную работу. Это позволяет не платить аренду за офис и не оплачивать только выполненную работу.
- Играют, развлекаются, слушают музыку, смотрят фильмы, посещают музеи и выставки. Пандемия показала, что при невозможности посещения кинотеатров, концертов, живых спектаклей, онлайн-трансляции очень выручают. Поэтому многие учреждения усилили работу над этим направлением и стали больше предлагать услуги в онлайн-пространстве.
- Учатся. В Интернете есть возможность виртуального обучение: получение уроков, сдача готовых работ, онлайн-консультации стали популярнее, чем ранее. Ведь для этого не нужно никуда ехать, достаточно подключиться к сети и выйти на связь. Экономия времени, средств, внутренних ресурсов.
- Общаются друг с другом. Мессенджеры и социальные сети позволяют найти друзей и единомышленников в разных частях света. Люди могут делиться информацией, показывать себя и выражать свои мысли. Родственники, которые живут далеко, друзья, которые разъехались по разным городам, могут общаться в режиме реального времени и поддерживать связь. Письма, которые писали ранее, шли долго, терялись, а информация, написанная в них, порой становилась неактуальной. Интернет справляется с этой проблемой и позволяет быть на связи всегда.
- Делают покупки и продают товары. Возможность совершать покупки онлайн оценили многие жители планеты. Не выходя из дома, можно выбрать нужный товар, заказать и оплатить его. Часть товаров доставляют курьеры прямо домой, что также упрощает жизнь и освобождает время. Производители товаров также могут реализовывать изделия, не снимая офисов и не оплачивая работу персонала. Многое делается собственными силами на собственных площадях. Все вопросы с заказчиками решаются также посредством общения в Интернете.
- Ведут противоправную деятельность: создают сайты-подделки, занимаются мошенничеством и обманом. Этот факт следует признать, так как именно Интернет является «хорошей» площадкой для подобной деятельности.
Влияние интернета на детей и их психологию
Интернет по-разному влияет на психологию детей и подростков. Кто-то с головой уходит в компьютерные игры и получает зависимость от них. Кто-то становится жертвой преступников, идет у них на поводу, пополняет ряды разного рода сект, преступных сообществ.
А кто-то использует Интернет для получения новых сведений, дополнительных возможностей и самореализации.
Ученые-психологи пришли к мнению, что многие дети получают настоящую зависимость от экрана компьютера или смартфона. Отсутствие интернета способствует развитию депрессии и снижает настроение, появляется тоска и апатия. Только разрешение поиграть или посмотреть новости в социальных сетях способно пробудить в таком ребенке желание улыбаться и общаться.
Так называемое «игровое расстройство» было включено в «Международную статистическую классификацию болезней» в 2018 году. Текст, утвержденный Всемирной Ассамблеей здравоохранения, войдет в силу в 2022 году.
Читайте еще: Ребенок-блогер: плюсы и минусы
Описание зависимости сформулировано как навязчивая и регулярная потребность в игре, превосходящую все прочие жизненные интересы.
Однако, речь здесь идет сугубо о компьютерных играх, а не пристрастии к Интернету в целом. Хотя, второе уже более распространено в обществе, чем желание играть.
Как показывает практика, в Интернет люди уходят от реальных проблем. Ребенок, который испытывает сложности в отношениях со сверстниками, родителями и родственниками, скорее всего найдет единомышленников в сети.
Там, где он начнет общаться, его поймут и поддержат. Он получит то, чего не получает в реальной жизни.
Дети и подростки, у которых живое общение и реальная жизнь в порядке, не часто страдают от Интернет-зависимости, так как не ищут заполнения времени и душевных пустот в паутине сети.
Влияние интернета на отношения детей и родителей
Психологи уверены, что отношения детей и родителей бывают зависимы от Интернета. То, что ребенок не получает от мамы и папы, он ищет в Интернете. Поиски могут затянуться, результат их может быть иным, но процесс затянет.
Уход в сеть может говорить о реальной и очень серьезной проблеме, озвучивать которую ребенок не может родителям.
Если маленький ребенок играет в игры и смотрит в Интернете мультфильмы, подросток уже «зависает» в социальных сетях. Малыши хотят эмоций, отождествляют себя с героями игр и мультиков, а старшие дети ищут ответы на более серьезные вопросы: кто я, зачем я живу, почему я такой?
И тем, и другим Интернет будет выдавать по запросу. Но вот задача родителей – не допустить перекоса в отношениях и ухода в себя.
Проиграть в игру – одно дело, а вот «оторваться» на ком-то ударив или оскорбив в силу плохого насторения из-за проигрыша, — другое.
Интересоваться смыслом жизни – хорошо, а вот вступить в сообщество самоубийц – трагедия.
Поэтому всегда следует держать под контролем действия и поведение ребенка, смотреть, чем он занимается и наблюдать изменения в поведении.
Читайте еще: Эскапизм — что это такое и стоит ли этого опасаться?
Что нужно делать, чтобы избежать Интернет-зависимости и пропасти между детьми и родителями?
Избежать Интернет-зависимости можно, если не пускать воспитание детей на самотек и не заниматься одновременно тотальным контролем за ними.
Ребенок должен знать, что его любят и уважают как личность. Когда дети чувствуют, что их не контролируют, потому что им просто доверяют, они ведут себя иначе, по-взрослому, так как ощущают ответственность за все свои поступки на себе.
Разрешите малышу смотреть мультфильмы и играть в игры, но не делайте это так, чтобы «отвязаться» от него. Договаривайтесь заранее о времени в Интернете и текущих делах, приучайте выполнять обязанности по дому, находите совместные занятия. Тогда у ребенка не будет жгучего желания бросить все и засесть за компьютер. Если он будет занят чем-то интересным с другими членами семьи или друзьями, он может и не вспомнить об Интернете.
Также детям следует с малых лет объяснять, что в Интернете не все добрые и позитивные, что порой за милым собеседником скрывается опасный человек, цели у которого самые страшные…
Подростки много времени проводят в социальных сетях и сетевых играх, где каждый участник старается превзойти других, выиграть и получить главный приз. Подростков привлекает возможность выбирать героя, образ жизни и мыслей, просчитывать поведение и принимать решения.
Чтобы понять, что близко самому и что привлекает других, подросток создает разные аккаунты в социальных сетях, скрывая себя настоящего и примеряя разные роли. Такой процесс познания себя дает свои плоды, устойчивая психически личность вскоре прекращает этим заниматься. А нестабильная психика будет снова толкать ребенка на позиционирование себя с разных сторон и разным человеком. Это в итоге негативно влияет на становление личности и дальнейшее ее развитие.
Дайте возможности проявить себя подростку и в реальной жизни. Пусть он говорит о своих желаниях и чувствах, находите время его выслушать и обсудить переживания. Тогда подросток не будет увлечен виртуальными друзьями-советчиками, ему будет важно и мнение близких.
Профилактика. Как защитить от пагубного влияния Интернета
Если многие родители считают, что лучшее ограждение от пагубного влияния интернета – это его запрет, то сильно ошибаются! Если ребенку не разрешат пользоваться интернетом дома, он найдет способ делать это вне дома. Родители об этому могут не знать долгое время.
Интернет является полезным инструментом и позволяет решить многие задачи, ответить на вопросы. Хотим мы этого или нет, технологии давно и прочно вошли в нашу жизнь и формируют многие сферы деятельности.
Изучайте интернет вместе с ребенком. Ищите информацию, смотрите фильмы и мультики, играйте в познавательные игры. Малыш будет доверять вам, а вы научите его правилам пользования. Если боитесь, что ребенку станет доступен нежелательный контент, подключите функции, блокирующие негативные сайты.
Не ограничивайте общение Интернетом. Гуляйте, разговаривайте, посещайте музеи, выставки, кинотеатры, развлекательные центры вживую, учите ребенка общаться со сверстниками и другими людьми.
Подросток также нуждается в родительском внимании. Попросите его рассказать об Интернете, о сайтах и темах, которыми он интересуется, о друзьях, с которыми общается в социальных сетях. Говорите с интересом, не осуждая, а прислушиваясь к нему как к личности. Расскажите, что интересного вы встретили на просторах сети и поделитесь впечатлением.
Дети всегда берут пример со взрослых, не вступайте на тропу противостояния, оттуда будет сложно возвращаться. Попробуйте договориться с собственными детьми до наступления кризиса в общении. Взрослым людям это сделать проще.
Читайте еще: Как общаться с подростком: секреты воспитания
Заключение
Влияние Интернета на детей и подростков бывает разным и зависит от образа жизни и миропонимания. Рекомендуемое время проведения в сети составляет 4 часа, и его бывает достаточно, чтобы найти информацию, скачать музыку или фильм, пообщаться в социальных сетях тому ребенку, у которого дома все спокойно и налажена оффлайн-жизнь.
Спорт, музыка, встречи с друзьями, прогулки с родителями и посещение каких-либо мероприятий дает возможность самореализоваться в настоящем, а не виртуальном пространстве.
Если же у ребенка нет понимания со стороны родителей и сверстников, он ищет спасения в Интернете, попадая на всевозможные форумы и сайты. Не исключено, что он сможет найти себя и стать достойной личностью. Но риск потерять ребенка тоже имеется.
Поэтому не убирайте из жизни общение, будьте всегда на связи и прислушивайтесь к детям. Тогда негативное влияние Интернета не сможет испортить жизнь вам и ему.
Ребенок, знающий, что его любят и поддерживают в семье, сможет правильно относиться к Интернету и использовать его для развития.