Правила поведения при пожаре должны быть известны детям с раннего возраста. Чрезвычайные ситуации представляют опасность для людей любого возраста. Дети нередко страдают при пожарах, так как испытывают сильный страх и начинают прятаться от огня в труднодоступных местах.
Как научить ребенка правилам поведения во время пожаров – читайте в статье.
Правила пожарной безопасности для детей дошкольного возраста
Правила пожарной безопасности для детей дошкольного возраста должны преподноситься максимально понятно, с применением наглядных пособий и конкретных примеров.
С какого возраста детей следует начинать обучать пожарной безопасности?
Работу по изучению правил пожарной безопасности можно начинать проводить уже с двухлетними малышами. Дети в этом возрасте понимают, что такое огонь, как он появляется и что может сильно обжигать.
Ребят знакомят со спичками и зажигалками, показывают, как появляется огонь. Следует рассказать о методах распространения огня и опасности, которую он несет. Детей нужно познакомить с предметами, имеющими опасность, и объяснить их предназначение.
Дети годом старше несколько самостоятельнее и сообразительнее. Они быстрее схватывают информацию и легче ее воспринимают. Трехлетним малышам следует внушить, что существуют некоторые обязанности, выполнять которые должны взрослые люди. Так, зажигать газ, свечи, включать электроприборы и т.д. дети не должны самостоятельно.
Почему возникают пожары?
Перед тем как обсуждать, что надо делать при возникновении пожара, нужно объяснить детям, почему пожары, собственно, возникают.
Рассказывайте детям, что помимо спичек, есть иные способы появления огня в неположенных местах. Нередко пожары возникают по техническим причинам, не зависящим от человека. К примеру:
- Если электрические бытовые приборы неправильно эксплуатировать, они могут перегреваться и через какое-то время загораются. Если к тому же прибор неисправен, возгорание произойдет быстрее.
- Использовать неисправные электрические розетки. Замыкание – частая причина возникновения пожара.
- Единовременное подключение к сети нескольких мощных электрических приборов. К ним могут относиться электроинструменты и некоторые бытовые предметы техники. Происходит перегрев в локальной сети, в результате которого провода загораются и возникает пожар.
- Разведение огня в неподобающих условиях и без соблюдения правил безопасности влечет за собой возгорание рядом находящихся предметов.
- Если забыть включенными электрические приборы, возникает риск возгорания. Далеко не вся техника имеет функцию автоматического отключения, поэтому важно не забывать отключать их все перед выходом из дома, а также отключать от питания после окончания работ. Нельзя также оставлять включенные присмотра.
- Неправильный запуск фейерверков также может стать причиной возгорания и получения травм. Не допускайте самостоятельного использования детьми праздничных салютов.
Пожарная безопасность для детей: что можно и нельзя делать при пожаре
Такая дисциплина, как «Пожарная безопасность для детей» преподается в детских садах и школах в качестве факультативов и дополнительных занятий. На уроках детям подробно рассказывают о том, что можно делать при пожаре, а чего нет.
Важно, чтобы ребенок усвоил следующие принципы поведения:
- постараться не испугаться и вспомнить, что делать;
- не пытаться тушить пожар самим, а сразу позвать взрослых;
- при первой возможности позвонить по телефону 01 или 112;
- не прятаться и не залезать в кладовки, под кровати, в шкафы. Если рядом другие дети – также не позволять им делать этого.
- покинуть помещение через главный вход, не искать обходных путей. Если главный вход далеко – найти любую другую входную дверь.
Запретите детям прыгать с балкона, научите, что нужно выйти на балкон, закрыть дверь в помещение, где случилось возгорание, и позвать на помощь взрослых.
Как нужно изучать правила пожарной безопасности в детском саду?
Изучать правила пожарной безопасности начинают в детском саду. Малыши дошкольного возраста лучше всего воспринимают и запоминают информацию через игру и визуальный контакт. Яркие картинки, видеосюжеты и игры с личным участием лучше остаются в детской памяти.
Читайте также: Почему ребенок не хочет идти в сад
План мероприятий по пожарной безопасности. Мероприятия для детей младшего и среднего дошкольного возраста
План мероприятий по пожарной безопасности для воспитанников детских садов может состоять из занятий разного формата:
- Беседа. Когда воспитатель проводит с ребятами разговор о возникновении пожаров, их последствиях. Хорошо, если периодически на занятия будет приходить представитель пожарной охраны и рассказывать детям о своей работе, а также о методах правильного поведения на пожарах.
- Экскурсия в пожарную часть оставит у ребят неизгладимое впечатление. Они узнают много интересного и поймут сложность и опасность работы пожарных, познакомятся с устройством и методом работы пожарных машин, увидят в деле другие средства тушения пожаров и попробуют ими воспользоваться.
- Литературные занятия. Изучение литературных произведений с описанием пожаров «Путаница», «Кошкин дом» и т.д. Обсуждение с ребятами действий героев и формирование выводов.
- Викторины с вопросами и заданиями. Они помогают ребятам самостоятельно вспомнить правила поведения при пожаре и ответить на все вопросы.
- Уроки рисования на тему «Поведение при пожаре» или «Почему может случиться пожар» помогают детям обобщить знания и выразить их наглядно.
- Практические занятия, обучающие звонкам в МЧС и пожарную службу, действиям и правилам поведения.
- Создание вместе с детьми плаката на тему пожарной безопасности.
- Спортивные соревнования на тему пожарной безопасности.
- Аварийные учебные эвакуации. Учат детей не поддаваться панике, держать себя в руках и действовать слаженно, как учили.
Правила поведения для самых маленьких: что делать, если начался пожар
Малышей также необходимо научить элементарным правилам и рассказать, что они должны делать в случае близкого возгорания. Расскажите ребенку, что если он почувствовал, что пахнет дымом или гарью, нужно сразу сказать об этом взрослым. Искать источник запаха самостоятельно нельзя, нужно позвать родителей или других взрослых людей.
При виде огня действовать нужно также – позвать на помощь взрослых, и даже если этот огонь был разведен самим малышом, научите его не бояться признаться и просить помощи. Тушить огонь самостоятельно ни в коем случае нельзя.
Если треск или возгорание начинается от электроприборов или розеток, нельзя лить туда воду – это усугубит ситуацию.
Обучение детей дошкольного возраста пожаробезопасному поведению
Викторина на тему пожарной безопасности:
С раннего возраста детям нужно рассказывать об опасности пожаров и учить их правильно действовать в случае ближнего возгорания.
Бытовая пожарная безопасность: что важно знать детям
В быту опасность возгорания исходит от некоторых электроприборов, бытовой техники и легковоспламеняющихся предметов (к примеру, спички, зажигалки, свечи, аэрозоли разной направленности).
Детям нужно объяснять правила пользования приборами и убирать из доступа некоторые из них. Расскажите, что представляют собой розетки, если дети маленькие, пользуйтесь специальными заглушками, чтобы не допустить травм и возникновения пожаров.
Что делать детям, если пожар возник в помещении (в доме либо квартире)
В случае возгорания предметов в доме или квартире, ребенок должен знать, что нужно сразу покинуть жилье, рассказать взрослым о произошедшем (соседи, прохожие) и вызвать службу пожарной охраны.
Расскажите детям, что если случилось так, что они не могут убежать из дома, надо намочить полотенце, приложить его к носу, чтобы угар не проникал быстро в легкие, и постараться выйти на балкон. Если балкона нет, открыть окно и криком обратить на себя внимание людей.
Чего нельзя делать во время пожара ни в коем случае?
Обсудите эти пункты с детьми:
- Поддаваться испугу и паниковать.
- Спасать не себя, а свои любимые вещи и игрушки.
- Пытаться побороть огонь.
- Залезать под кровати, столы, тумбочки, в шкафы и прятаться в дальних комнатах дома.
- При выходе из квартиры в многоэтажном доме занимать лифт.
Пожарная безопасность на улице
Если пожар случился на улице, ребенок также должен быть к этому готов. Возгорание мусора, сухой травы, каких-то иных предметов также не должно вызвать панику, но должно вызвать желание покинуть территорию пожара и сообщить о возгорании взрослым, попросить позвонить в пожарную службу.
Приучайте детей убирать за собой мусор, бумаги, которые могут загореться, а также рассказывайте о вреде поджигания сухой травы, разведении костров самостоятельно и в неположенных местах.
Поведение в лесу при пожаре
Пожары, возникающие в лесу, считаются одними из самых опасных. Огонь стремительно распространяется в сухую погоду, перекидываясь с дерева на дерево и сжигая все на пути по земле. Если ребят собираются вести в лес организованной группой, поговорите с воспитателем, учителем и детьми, расскажите об опасности.
Разведение костров в лесу разрешено только на определенных открытых и защищенных площадках. Перед уходом костер заливается водой. Не позволяйте детям зажигать спички и зажигалки в иных местах.
Расскажите, что при возгорании участка сухой травы огонь следует немедленно потушить, чтобы он не успел переметнуться дальше.
Если пожар начался, бежать надо против ветра, чтобы огонь не догонял вас, и при первой возможности вызвать службу пожарной охраны.
Опасность фейерверков
Приобретая к празднику салюты и фейерверки, разъясните детям, что зажигать их могут только взрослые люди. Нельзя оставлять без присмотра эти занятные штуковины, лучше спрятать их подальше и сделать сюрприз.
Опасность таится в том, что неправильный запуск салюта может повредить здоровью и способствовать возгоранию предметов и одежды.
Как рассказывать детям о мерах пожарной безопасности
Детям рассказывают о пожарах и правилах поведения в случае возгорания на уроках и занятиях в детских садах. В качестве приглашенных гостей выступают сотрудники МЧС и пожарной службы.
Важно донести до детей знание, что пожар – не просто возгорание какого-то предмета, а беда, которая угрожает человеческим жизням. Дети младшего возраста лучше понимают и усваивают материал, когда видят его наглядно, участвуют в игре и коротких тематических постановках.
Как вести себя детям, если ситуация критическая?
Малышам следует знать о поведении в сложных ситуациях, когда возгорание случается внезапно, а распространяется быстро. Ребенок должен запомнить, что самым первым делом ему надо покинуть место возгорания и позвать на помощь взрослых, не предпринимая никаких других действий.
Спасение жизни – главная задача в критической ситуации.
Как быть, когда взрослых поблизости нет?
Рассказывая ребенку о том, что при пожаре надо звать взрослых, не забудьте сказать и о случае, когда взрослых рядом может не оказаться. Научите малыша набирать номер 01 или 112, выучите с ним разговор с оператором.
Расскажите, что такое паника и как она действует на человека, чтобы при возникновении симптомов ребенок понял, что с ним происходит и попытался взять себя в руки.
Скажите, что малыш как можно быстрее должен убежать на улицу из горящей квартиры или покинуть место пожара, если он случился вне дома.
Если не сможет выйти из квартиры, чтобы вышел на балкон и позвал на помощь.
Как быть при возгорании одежды, надетой на человека
Эта ситуация может сильно напугать ребенка. Научите его тому, что загоревшийся человек ни в коем случае не должен бежать – от этого пламя усилится. Нужно упасть на пол или на землю, набросить одеяло или другие предметы одежды, чтобы погасить огонь. Когда доступ кислорода прекратится, огонь погаснет.
Если рядом никого нет, надо начать кататься по полу или по земле, сбивая огонь таким образом.
Делаем памятку «Как вести себя при возникновении пожара”
Памятка – своего рода наглядное пособие, которое позволяет детям увидеть и прочувствовать эмоции, возникающие при пожаре. Изображение вероятных действий, нарисованное или воспроизведенное иначе, усилит запоминание основных правил и поможет ребенку в критической ситуации.
Читайте также: Как оставить ребенка одного дома
Заключение
Правила поведения при пожаре следует изучать с детьми с раннего возраста. Малыши дома и в детском саду должны получить информацию об опасности пожаров и знать, как себя вести.
Наглядные пособия, интерактивные занятия и уроки, встречи с представителями пожарной службы, беседы – формы обучения могут быть разными.
Важно, чтобы ребенок их запомнил и не растерялся, увидев поблизости возгорание.