Психосоматика у детей становится частой причиной возникновения и развития заболеваний. Специалисты утверждают, что здоровье подрастающего поколения все чаще подрывается психологическим факторами. Если раньше никто из врачей не рассматривал нервные срывы в качестве причины возникновения болезней, то сейчас грамотные педиатры стараются выявить психологические факторы, при которых развивается то или иное заболевание.
Действительно ли психосоматика имеет место или это надуманная отрасль психологии?
Психосоматика болезней
Психосоматика болезней рассматривает влияние психологических факторов на состояние здоровья, помогает выявить причины возникновения недуга и определяет способы восстановления. Название термина происходит от слов «психос» (душа), «сомос» (тело) и напрямую связывает эти составляющие. Исследователи, занимающиеся психосоматикой, изучают связь личностных и поведенческих характеристик с соматическими заболеваниями.
Психология оперирует известным утверждением, что люди начинают болеть из-за душевных переживаний, появившихся в подсознании. В основе механизма лежит так называемое «вытеснение». Например, человек старается не думать о том, что ему неприятно, прогоняет негативные мысли. Что это означает?
Это означает, что есть некая проблема, которая требует анализа и решения. Но страх перед решением проблемы сильнее, человек либо затягивает ее решение, либо старается вовсе игнорировать ее и не думать о ней. Сама проблема от этого не исчезает, а воплощается в другом уровне – физиологическом, вызывая порождение болезни. Другими словами, энергия, застрявшая на психологическом уровне, перерождается в физический недуг.
Болезни эти начинаются не от физиологических факторов, а от психических процессов. В том случае, когда медицинский осмотр не в состоянии выявить причину появления недуга, либо он связана с эмоциональным переживанием, заболевание относят к психосоматическим.
Ребенок не в состоянии понять и осмыслить подобные утверждения, он не умеет контролировать эмоции и мысли. Но если он усвоил, что есть ситуации, в которых нельзя быть самим собой (или люди, с которыми нельзя быть собой), то возникает внутренний психологический конфликт, итогом которого становится развитие психосоматической болезни.
Каковы причины возникновения психосоматических заболеваний?
- Ребенок сдерживает эмоции. Ему нельзя плакать, кричать, громко смеяться, веселиться, его постоянно одергивают и ругают. При регулярном сдерживании положительных и отрицательных эмоций ребенок перестает различать психологические состояния, прекращается внутренняя самоидентификация чувств. Организм не в состоянии правильно реагировать на эти сдерживания и начинает проявлять физиологические сбои.
- Малыш хочет обратить на себя внимание взрослых. Заболевания возникают в случае, когда родителям некогда заниматься, играть, разговаривать, обнимать сына или дочку. На бессознательном уровне организм ребенка призывает к себе болезнью.
- Излишние переживания за простые дела и события: дорога в школу, контрольная, проверка домашнего задания, негативные одноклассники, строгие учителя, ожидание оценки и т.д. Ребенку сложно переключиться на другие мысли или действия. Происходит повышение затрат энергии, организм не справляется со стрессом и дает сбой.
- Стресс и депрессия. Они могут быть вызваны разными причинами – от потери игрушки до расставания с близкими. Поток разных переживаний, обрушившихся на детскую психику, не позволяет идентифицировать их как реакцию на что-то конкретное. Детский организм не в состоянии справиться с длительными переживаниями, разобраться с причинами, поэтому начинается возникновение и последующее развитие какой-либо определённой болезни. Когда понятно, что болит, понятно и что лечить, поэтому ребенок заболевает физически.
Психосоматика и температура: есть ли связь?
Температура ребенка повысилась без видимых причин и отсутствуют иные симптомы инфекционных заболеваний? Ребенок не кашляет, не жалуется на боль в горле и голове, не имеет признаков насморка, система пищеварения в порядке, анализы не показывают отклонение от нормы? Возможно, это психосоматическое отклонение, которое возникает вследствие перенесенных волнений.
В каких случаях наблюдается повышение температуры у детей при психосоматических болезнях?
Это возможно, когда ребенка вдруг отлучают от мамы, родителей или семьи. Например, малыша оставляют с бабушкой на лето или отдают в детский сад. Ситуация нестандартная, при смене общей обстановки малыш испытывает дискомфорт, от которого изменяется температура тела. Обычно ребенок не проявляет признаков болезненности, продолжает играть и заниматься своими делами, но в редких случаях становится вялым и быстро устает.
Бывает, что повышением температуры детский организм реагирует на потерю какой-то любимой вещи — игрушки, талисмана, с которой ребенок проводил много времени, играл, разговаривал, засыпал. Нередко у малыша поднимается температура, когда его отучают от соски/бутылочки/пустышки.
Наблюдается повышение температуры и недомогание в случаях, когда ребенку по каким-то причинам не хочется в школу, тогда внутреннее психологическое сопротивление переходит на физиологический уровень. Ребенка оставляют дома, ухаживают за ним, стресс уходит, вместе с ним спадает температура. Психосоматика в таких случаях связана непосредственно и с недостатком любви: организм ребенка сигнализирует, что надо обратить на него внимание. А если внимание в семье по обыкновению обращают только на того, кто болен, дети в этой семье станут болеть постоянно.
Часть психотерапевтов считает, что повышенная температура спасает ребенка от более серьезных волнений и заболеваний, так как помогает вовремя обратить внимание родителей.
Но необходимо учитывать, что долгий этап психосоматического повышения температуры вредит здоровью ребенка и нарушает работу органов сердечно-сосудистой системы. Особенность психосоматики в таком проявлении заключается в том, что жаропонижающие средства не помогают, а антибиотики не действуют.
Как лечить психосоматические заболевания у детей?
Мы разобрались с причинами возникновения психосоматики, а как лечить подобные болезни? Дело в том, что лечение всех уже развившихся заболеваний обязательно назначается врачом. А вот причины появления следует разобрать с психологом, психиатром или неврологом. Нередко психосоматические болезни проходят без медикаментозного вмешательства, после устранения причины стресса (пример со школой или найденной игрушкой).
Важно помнить, что первый и главный этап лечения болезни – правильное диагностирование. Осмотр должны провести несколько специалистов, среди которых обязательны консультации психиатра и невролога. Ребенку тяжело длительное время находиться в состоянии болезни, поэтому симптомы заболевания следует снять как можно раньше после установления диагноза заболевания. Психологи и психотерапевты при точном диагностировании психосоматики могут назначать лечение антидепрессантами, в особо тяжелых случаях – транквилизаторами.
После прохождения основного курса лечения ребенок вместе с родителями или другими близкими людьми может побывать в реабилитационном центре, детском санатории, где полученный результат лечения будет закреплен.
Чтобы предотвратить развитие психосоматических заболеваний, рекомендуется проявлять внимание к ребенку, не оставлять его одного надолго, не отдавать на воспитание родственникам. Детям важно физически ощущать близость родителей: объятия, поцелуи дают ему уверенность в собственных силах и поддержку. Малыш должен чувствовать, что его любят, нуждаются в нем и тогда не останется возможности для развития болезней на психологическом уровне.