Школьная дезадаптация

школьная дезадаптация

Термин школьная дезадаптация известен еще с появления самых первых учебных заболеваний. Но только в современном мире, этой проблеме стали уделять неподдельное внимание. Этим термином обозначают нарушение адаптации.

В последнее время в начальных классах дезадаптации подвергаются 25%-30% детей. Процесс приспособления ребенка к новой социальной ситуации в школе называют адаптацией к школе. Успешной ее называют если ребенок хорошо учится, не имеет проблем с усвоением новых знаний, ладит со сверстниками и учителями, эмоционально уравновешен.

Основные причины школьной дезадаптации

  1. Плохая подготовка ребенка к учебному процессу: нехватка знаний, несовершенное развитие сенсомоторики. Например, ребенок может очень долго писать, по сравнению с другими учениками, и отставать из-за этого.
  2. Плохая дисциплина учащегося, нехватка у него самоконтроля. Ребенок не может целый урок просидеть спокойно, не разговаривать на уроке, не вертеться.
  3. Слишком сложная учебная программа, неподдающаяся ученику.
  4. Конфликты со сверстниками или учителями, неумение найти с ними общий язык.
  5. Незаинтересованность в обучении.

Также существуют природно-биологические причины

  • соматическая слабость,
  • дефекты органов чувств,
  • нейродинамические расстройства,
  • дефекты органов речи,
  • когнитивные нарушения.

Основные причины школьной дезадаптации

Признаки дезадаптации

Ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, головные боли и боли в животе, нарушения сна и пищеварения. Начинает часто болеть. Иногда подключаются энурез, вредные привычки (например, грызть ногти), заикание, повышенная двигательная активность или расторможенность и т.д.

Ребенок не может справиться со сложностями школьной программы, при этом, он может пытаться исправить ситуацию, а может просто отвернуться от учебы.

Чадо совсем не хочет ходить в школу, испытывает проблемы с учителями и сверстниками. В школе замкнут, не может попросить о помощи. Не может сам переодеться к физкультуре, забывает вещи.

Иногда школьная дезадаптация может проявляться в агрессии, импульсивности, отказа от школьных правил и вообще неадекватном поведении. При чем дети могут вести себя в соответствии со своим характером и особенностями. Одни агрессивны, другие — зажаты.

Если родители вовремя не обратят внимания на эти симптомы, то ребенок либо станет двоечником, либо станет пациентом невролога или психиатра.

Признаки дезадаптации

Профилактика школьной дезадаптации

  1. Не торопитесь отдавать своих детей в школу. Убедитесь, что они созрели для школьной жизни и новых знаний. Дети все разные и кто-то готов к школе в 6 лет, кто-то в 8. Прислушивайтесь к мнению детского психолога.
  2. Чтобы ребенок не испугался школы, предварительно проводите с ним беседы на эту тему, объясняйте, что в школе иногда приходится сталкиваться с трудностями.
  3. Тренируйте память ребенка с помощью книг, игр. Развивайте мышление, внимание, усидчивость.
  4. Поиграйте с детьми в школу. Пусть учениками станут любимые игрушки, куклы и зверюшки. Проигрывайте различные ситуации, которые могут произойти в школе.
  5. Обязательно читайте ребенку сказки и другую литературу. Прививайте любовь к знаниям и чтению.
  6. Познакомьте ребенка со школьным режимом.
  7. Рассказывайте детям о своей школьной жизни, вспоминая интересные истории и повествуя о своих первых учителях. Формируйте положительный образ учителя в сознании ребенка.
  8. Купите малышу прописи, пусть тренирует свои маленькие пальчики и развивает мелкую моторику.
  9. Также хорошо развивает пальчики лепка, рисование красками, вырезание из бумаги.
  10. Научите ребенка правилам дорожного поведения, развивая у него внимательность и ответственность.
  11. Обязательно научите ребенка играть в мозаику, различные развивающие игры, конструкторы. Много разговаривайте с ним обо всем на свете. Просите поделиться своими мыслями. В общем всеми способами развивайте речь.

Профилактика школьной дезадаптации

Тест на дезадаптацию

Учебная активность.

Читайте еще:   Психосоматика у детей: факторы и риски

           5 — с удовольствием работает на уроке, дает правильные ответы.

          4 — старается, ответы бывают правильные и неправильные.

          3 — проявляет активность редко, но всегда отвечает верно.

           2 — несосредоточенный, работает на уроке редко.

          1 — неактивен на уроках, отвечает неверно.

          0 — полная пассивность на уроках.

Усвоение программы.

Читайте еще:   Почему мальчики дерутся

             5 — безошибочное выполнение домашних заданий. 

             4 — редкие ошибки.

             3 — переменная успеваемость.

             2 — неуспеваемость по какому-то конкретному предмету.

             1 — ошибочные выполнения заданий с исправлениями и перечеркиваниями.

             0 — очень плохое восприятие знаний, большое количество ошибок.

Поведение на уроке.

              5 — хорошая дисциплина и послушание.

              4 — изредка отвлечение на уроках.

              3 — много болтает на уроке не по теме.

              2 — скован и напряжен на уроке.

              1 — учителя слушает через раз, вертится.

              0 — больше играет на уроке, чем занимается учебной деятельностью.

Поведение на перемене.

              5 — высокая игровая активность.

              4 — играет с кем-нибудь одним.

              3 — сидит в классе, не играет.

              2 — просто слоняется, не может найти себе занятие.

              1 — избегает других, пассивен.

              0 — очень плохо себя ведет.

Отношения с одноклассниками.

              5 — хорошо ладит с детьми, быстро идет на контакт.

              4 — сам не активен, но если его приглашают к общению, то с удовольствием вступает в контакт.

              3 — общается только с избранными.

              2 — находится рядом с другими, но обособленно.

              1 — замкнут и избегает других детей.

              0 — негативно относится к другим ученикам.

Отношение к учителю.

              5 — дружелюбен и общителен с учителем.

              4 — старается понравиться учителю.

              3 — слушается учителя, но просит помощи у одноклассников.

              2 — требования учителя выполняет, но старается остаться в тени.

              1 — старается не общаться с учителем, боится его.

              0 — при общении с учителем сильно расстраивается и плачет.

Эмоции.

Читайте еще:   Ребенок бьет себя по голове: как реагировать родителям?

              5 — улыбчивый, в хорошем настроении.

              4 — спокойный уравновешенный ребенок.

              3 — настроение чередуется.

              2 — чаще всего ребенок грустный.

              1 — подавленное состояние

              0 — агрессия.

Далее баллы складываются. Если их 28-35, то это высокий уровень адаптации; если 21-27 — то средний; менее 20 — низкий.

Тест на дезадаптацию

Как помочь ребенку

Коррекция дезадаптации требует индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая:

  • возраст,
  • личные особенности,
  • причины дезадаптации, и то, как она проявляется,
  • условия проживания.

Работы должны проводится совместно родителями и специалистами школы:

  • психолог дает индивидуальные рекомендации,
  • родители следят за их выполнением,
  • педагог помогает ребенку в классе.
Для адаптации ребенка младшего школьного возраста лучше всего подойдет игра. При конфликтных отношениях — игры на сплочение. Для развития — интеллектуальные игры.

Для коррекции дезадаптации подростка необходимо помочь ему в самореализации.

Независимо от возраста необходимо:

  • общаться с ребенком, играть с ним, советоваться.
  • готовить ребенка к школе: развивать моторику, мышление.
  • не ждать от ребенка чего-то сверхъестественного, дать ему право на ошибку.
  • не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
  • помогите детям найти ту сферу деятельности, которая им подходит.
  • акцентировать внимание ребенка на том, к чему у него проявляются способности.

Приучайте ребенка с первых дней обучения быть самостоятельным и учить уроки самому. А также самому собирать портфель. Но при этом, обязательно нужно находится рядом, в поле зрения ребенка и быть готовым помочь, если понадобится ваша помощь.

Дети должны ежедневно гулять и желательно заниматься в спортивной секции. Поручите детям выполнение определенных домашних дел, это дисциплинирует. Разговаривайте со своим ребенком, читайте вместе с ним и обсуждайте прочитанное.

Дезадаптированному ребенку нужна помощь. При чем комплексная, как от родителей, так и от учителей. Только с их помощью ребенок сможет полностью адаптироваться к школе и найти общий язык со сверстниками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: