Термин школьная дезадаптация известен еще с появления самых первых учебных заболеваний. Но только в современном мире, этой проблеме стали уделять неподдельное внимание. Этим термином обозначают нарушение адаптации.
В последнее время в начальных классах дезадаптации подвергаются 25%-30% детей. Процесс приспособления ребенка к новой социальной ситуации в школе называют адаптацией к школе. Успешной ее называют если ребенок хорошо учится, не имеет проблем с усвоением новых знаний, ладит со сверстниками и учителями, эмоционально уравновешен.
Основные причины школьной дезадаптации
- Плохая подготовка ребенка к учебному процессу: нехватка знаний, несовершенное развитие сенсомоторики. Например, ребенок может очень долго писать, по сравнению с другими учениками, и отставать из-за этого.
- Плохая дисциплина учащегося, нехватка у него самоконтроля. Ребенок не может целый урок просидеть спокойно, не разговаривать на уроке, не вертеться.
- Слишком сложная учебная программа, неподдающаяся ученику.
- Конфликты со сверстниками или учителями, неумение найти с ними общий язык.
- Незаинтересованность в обучении.
Также существуют природно-биологические причины
- соматическая слабость,
- дефекты органов чувств,
- нейродинамические расстройства,
- дефекты органов речи,
- когнитивные нарушения.
Признаки дезадаптации
Ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, головные боли и боли в животе, нарушения сна и пищеварения. Начинает часто болеть. Иногда подключаются энурез, вредные привычки (например, грызть ногти), заикание, повышенная двигательная активность или расторможенность и т.д.
Чадо совсем не хочет ходить в школу, испытывает проблемы с учителями и сверстниками. В школе замкнут, не может попросить о помощи. Не может сам переодеться к физкультуре, забывает вещи.
Иногда школьная дезадаптация может проявляться в агрессии, импульсивности, отказа от школьных правил и вообще неадекватном поведении. При чем дети могут вести себя в соответствии со своим характером и особенностями. Одни агрессивны, другие — зажаты.
Профилактика школьной дезадаптации
- Не торопитесь отдавать своих детей в школу. Убедитесь, что они созрели для школьной жизни и новых знаний. Дети все разные и кто-то готов к школе в 6 лет, кто-то в 8. Прислушивайтесь к мнению детского психолога.
- Чтобы ребенок не испугался школы, предварительно проводите с ним беседы на эту тему, объясняйте, что в школе иногда приходится сталкиваться с трудностями.
- Тренируйте память ребенка с помощью книг, игр. Развивайте мышление, внимание, усидчивость.
- Поиграйте с детьми в школу. Пусть учениками станут любимые игрушки, куклы и зверюшки. Проигрывайте различные ситуации, которые могут произойти в школе.
- Обязательно читайте ребенку сказки и другую литературу. Прививайте любовь к знаниям и чтению.
- Познакомьте ребенка со школьным режимом.
- Рассказывайте детям о своей школьной жизни, вспоминая интересные истории и повествуя о своих первых учителях. Формируйте положительный образ учителя в сознании ребенка.
- Купите малышу прописи, пусть тренирует свои маленькие пальчики и развивает мелкую моторику.
- Также хорошо развивает пальчики лепка, рисование красками, вырезание из бумаги.
- Научите ребенка правилам дорожного поведения, развивая у него внимательность и ответственность.
- Обязательно научите ребенка играть в мозаику, различные развивающие игры, конструкторы. Много разговаривайте с ним обо всем на свете. Просите поделиться своими мыслями. В общем всеми способами развивайте речь.
Тест на дезадаптацию
Учебная активность.
5 — с удовольствием работает на уроке, дает правильные ответы.
4 — старается, ответы бывают правильные и неправильные.
3 — проявляет активность редко, но всегда отвечает верно.
2 — несосредоточенный, работает на уроке редко.
1 — неактивен на уроках, отвечает неверно.
0 — полная пассивность на уроках.
Усвоение программы.
5 — безошибочное выполнение домашних заданий.
4 — редкие ошибки.
3 — переменная успеваемость.
2 — неуспеваемость по какому-то конкретному предмету.
1 — ошибочные выполнения заданий с исправлениями и перечеркиваниями.
0 — очень плохое восприятие знаний, большое количество ошибок.
Поведение на уроке.
5 — хорошая дисциплина и послушание.
4 — изредка отвлечение на уроках.
3 — много болтает на уроке не по теме.
2 — скован и напряжен на уроке.
1 — учителя слушает через раз, вертится.
0 — больше играет на уроке, чем занимается учебной деятельностью.
Поведение на перемене.
5 — высокая игровая активность.
4 — играет с кем-нибудь одним.
3 — сидит в классе, не играет.
2 — просто слоняется, не может найти себе занятие.
1 — избегает других, пассивен.
0 — очень плохо себя ведет.
Отношения с одноклассниками.
5 — хорошо ладит с детьми, быстро идет на контакт.
4 — сам не активен, но если его приглашают к общению, то с удовольствием вступает в контакт.
3 — общается только с избранными.
2 — находится рядом с другими, но обособленно.
1 — замкнут и избегает других детей.
0 — негативно относится к другим ученикам.
Отношение к учителю.
5 — дружелюбен и общителен с учителем.
4 — старается понравиться учителю.
3 — слушается учителя, но просит помощи у одноклассников.
2 — требования учителя выполняет, но старается остаться в тени.
1 — старается не общаться с учителем, боится его.
0 — при общении с учителем сильно расстраивается и плачет.
Эмоции.
5 — улыбчивый, в хорошем настроении.
4 — спокойный уравновешенный ребенок.
3 — настроение чередуется.
2 — чаще всего ребенок грустный.
1 — подавленное состояние
0 — агрессия.
Далее баллы складываются. Если их 28-35, то это высокий уровень адаптации; если 21-27 — то средний; менее 20 — низкий.
Как помочь ребенку
Коррекция дезадаптации требует индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая:
- возраст,
- личные особенности,
- причины дезадаптации, и то, как она проявляется,
- условия проживания.
Работы должны проводится совместно родителями и специалистами школы:
- психолог дает индивидуальные рекомендации,
- родители следят за их выполнением,
- педагог помогает ребенку в классе.
Для коррекции дезадаптации подростка необходимо помочь ему в самореализации.
Независимо от возраста необходимо:
- общаться с ребенком, играть с ним, советоваться.
- готовить ребенка к школе: развивать моторику, мышление.
- не ждать от ребенка чего-то сверхъестественного, дать ему право на ошибку.
- не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
- помогите детям найти ту сферу деятельности, которая им подходит.
- акцентировать внимание ребенка на том, к чему у него проявляются способности.
Приучайте ребенка с первых дней обучения быть самостоятельным и учить уроки самому. А также самому собирать портфель. Но при этом, обязательно нужно находится рядом, в поле зрения ребенка и быть готовым помочь, если понадобится ваша помощь.
Дезадаптированному ребенку нужна помощь. При чем комплексная, как от родителей, так и от учителей. Только с их помощью ребенок сможет полностью адаптироваться к школе и найти общий язык со сверстниками.