Родителям часто приходится сталкиваться с детской эмоциональной нестабильностью. Капризы, истерики, плач без причины, которые нормальны для полутора-двух годовалых детей, встречаются в возрасте 5-10 лет. Ребенок может испытывать радость, но затем она переходит в капризы, и он проявляет отрицательные эмоции. Грусть часто превращается в апатию, обида заставляет плакать, стыд — замкнуться и прекратить общение со сверстниками. Что делать, и как помочь ребенку справиться со своими эмоциями?
Истерика или манипуляция: как определить?
Отличить настоящую истерику от манипуляции бывает не просто. Ребенок также плачет, кричит, проявляет агрессию. Но при манипулятивном поведении все эмоциональные проявления заканчиваются, когда малыш получает предмет вожделения. Это могут быть кукла, мороженое или мамина ласка. Главное, что он добился своего.
Если у ребенка начинается истерика практически без повода, и с ней трудно справиться, значит причину придется искать в воспитании, изменениях внешнего мира, с которыми ему пришлось столкнуться. Что это может быть?:
- отказ выполнять его требования, с которым ребенок раньше не сталкивался;
- смена обстановки, режима дня, окружения.
Результатом становится трудность в налаживании контакта родителей с малышом. В старшем дошкольном или младшем школьном возрасте ему будет сложно выстраивать отношения со сверстниками.
Как родители смогут помочь в контроле эмоций?
Папа и мама вполне способны справиться с проблемой и научить чадо контролировать свои эмоции.
Как правило, повышенной эмоциональности способствуют раздражающие ребенка факторы. Повышенная агрессивность и истеричность становятся последствиями:
- воспитания «по настроению», когда родители сегодня разрешают, а завтра запрещают что-то, лишь потому, что у них изменилось настроение;
- разного подхода к воспитанию у родителей (то что разрешает мама, не позволяет папа);
- завышенных требований в школе и дома (ребенок не в состоянии выполнить того, что он него хотят учителя и родители).
Достаточно убрать факторы, и поведение ребенка изменится.
Помощь родителей эмоциональным детям
Родители в состоянии справиться с проблемой, которая состоит в том, что малыш не умеет правильно выражать свои эмоции. Что для этого придется сделать?
- Выработать основные правила в воспитании и стараться не отступать от них. Например, проводить за компьютером не более часа в сутки. Если мама не разрешает увеличивать время, то и папа не должен этого делать.
- Контролировать собственные эмоции. Нельзя наказывать ребенка и кричать на него просто потому, что он попал «под горячую руку». Запретили смотреть ребенку мультфильмы перед тем как лечь спать, ни в коем случае не изменяйте правила, даже если вам кажется, что у вас «замечательный день» и «сегодня все можно». Детям трудно понять почему вдруг заперт сменился разрешением.
- Определите, что ваш ребенок может, а что нет. Если у него плохо с математикой, не кричите на него, а помогите. Жизнь малыша не должна состоять из одной учебы. Если в дневнике постоянно появляются тройки по какому-то предмету, не надо заставлять ребенка прыгать выше головы. Возможно, это просто не его предмет.
Важно строго соблюдать режим дня и сделать питание здоровым и полезным для ребенка. Совсем не к месту будет шоколад, если ребенка захочется уложить в постель на час раньше, или заменить сном активные игры. Если ребенок ответит на неожиданные изменения истерикой, удивляться нечему.
Что делать при эмоциональных вспышках?
Ребенок еще не умеет управлять своими эмоциями, и это нормально. Когда эмоции начинают бить через край, поможет переключение внимания на что-либо. Новая игра, книга, рисунок, способны отвлечет ребенка от начинающейся истерики и направить эмоции в нужное русло.
Если малыш сильно разбушевался, не стоит бороться с ним, повышать голос или грозить наказанием. Просто оставьте его одного, пусть он немного успокоится. После этого несколько теплых слов и ласка помогут вернуться к тому, чем он занимался ранее.
Когда истерика начинается где-нибудь в людном месте, в гостях, отведите ребенка туда, где нет людей: на улицу, в другую комнату, чтобы он смог прийти в себя и люди ему не мешали.
Эмоциональные вспышки являются нормой, если ребенку нет еще 4 лет. Но чтобы не усугублять положение, все задачи, которые перед ним ставятся должны соответствовать его силам и возрасту. Учите малыша принимать решения. Например, положите перед ним грушу и яблоко. Пусть он выберет то, что хочет. Но ребенок должен знать, что несет ответственность за свой выбор.
Когда на блюде лежат апельсины, гранаты, яблоки, виноград и еще какие –либо экзотические фрукты, малышу трудно будет сделать выбор. Для него это слишком сложно. Давайте ему задания по силам.
Есть правила, которые выполняются неукоснительно. Они связаны со здоровьем и безопасностью. Например, если ребенок ужинает в семь, то пусть и в дальнейшем соблюдает распорядок. Строгие ограничения допустимо смягчать словами, но не отступать от правил, даже если ребенок начинает истерику. С возрастом эмоциональные вспышки сойдут на нет.
Детям младшего школьного возраста после истерик, надо объяснить, что таким путем добиваться своих целей не стоит. Главное, чтобы ребенок понимал, что родители любят его, даже когда наказывают.
Как помочь ребенку стать эмоционально устойчивым?
Эмоции так захлестывают детей, что они полностью подчиняются им. Но на самом деле с возрастом дети вполне могут справляться с приятными и неприятными эмоциями, не погружаясь в них, как в океан. Задача родителей – научить детей справляться с эмоциями, развить эмоциональную стабильность ребенка, хотя это не всегда просто. Одни дети легко переносят сильные эмоции, другие — нет.
Следует помнить о том, что во время эмоционального созревания особенно важно переносить такие эмоции как стыд, вина, тревога. Уметь справляться с печалью, грустью тоже необходимо. Эти эмоции часто сопровождают человека в жизни. Потеря близкого человека, работы, отношений всегда сопровождается грустью и тревогой. На и почве у человека начинается депрессия. Поэтому как для ребенка, так и для взрослого важно уметь переносить сильные эмоции, которые способны разрушить личность.
Любое состояние возможно пережить, не теряя душевного комфорта. Взрослые, которые умеют это делать, спокойны и понимают, что в определенных жизненных ситуациях нормально испытывать отрицательные эмоции, и что они уйдут, выполнив свои функции.
Если человек с неустойчивой психикой испытывает сильный дискомфорт в то время, когда его начинают захлестывать эмоции, он либо употребляет психотропные препараты, вызывающие зависимость, либо сам гасит эмоции. Но забитые эмоции приводят к психосоматическим расстройствам.
Чтобы дети имели психоэмоциональную устойчивость став взрослыми, и легче переживали невзгоды, родители должны научить их управлять своим психоэмоциональным состоянием.
Что для этого нужно?
1. Будьте рядом, если чувствуете, что ребенка что-то беспокоит, тревожит. Иногда ему достаточно почувствовать родительское тепло и поддержку.
2. Вмешиваться только тогда, когда дети уже не способны самостоятельно справиться с эмоциями. Если ребенок упал и за этим не последовало рева, а только небольшое хныканье, пусть справляется с ситуацией сам. Задача мамы только наблюдать и подбадривать. Если же эмоции захватили полностью, то тут не обойтись без вмешательства. Достаточно прижать к себе ребенка, взять на руки, погладить и объяснить, что не случилось ничего страшного. Нельзя делать двух вещей: сразу не кидаться на помощь, когда ребенок еще не издал ни звука и полностью игнорировать его крики и палач.
3. Проявлять спокойствие, а не тревогу. Если ребенок испытал испуг, ушибся и т.п. – это не повод для серьезной тревоги. Спокойна мама – спокойно дитя. Малыш станет идентифицировать себя с родителями и у него не будет возникать тревоги по пустякам. Иногда дети успешно успокаивают себя сами, заменяя маму, например, мягкой игрушкой. Запрещая ребенку пользоваться заменителем, родители только взращивают в нем тревожность и зависимость от них.
4. Больше хвалите. Если ребенок понимает, что мать хвалит его за то, что он успокаивает себя сам, он будет и дальше поступать подобным образом. Оказывать ребенку поддержку следует только в том случае, если он сам не в состоянии справиться с эмоциями. Но нельзя и стыдить его за то, что он не в состоянии справиться со своими эмоциями, выплеснул их.
Малыш испугался собаки и заплакал от страха. Отец сказал ему, что он должен быть отважным и не бояться, потому, что он мужчина. В результате он начинает бояться проживать эмоцию, и говорить о том, что чувствует, так как будет считать, что это стыдно. Появилось чувство стыда или вины в связи с выплеском неконтролируемых эмоций – значит ребенку будет еще сложнее справляться с ними. Невыраженные, непрожитые чувства ведут к психосоматическим заболеваниям.
5. Помогите ребенку научиться выражать чувства и просьбы словами. Вы видите, что ребенок испытывать страх. Скажите ему об этом, назовите эмоции. Постепенно он сможет понять, что чувствует, и говорить об этом.
Проблема возникнет, если родители сами не понимают, что чувствует и боятся проявлять свои эмоции. Как правило они запрещают это делать и малышу. Тогда у ребенка возникнут проблемы с управлением своим психоэмоциональным состоянием.
6. Ищите способы, помогающие детям, справляться с мучающими их чувствами. Если ребенок испытывает вину или стыд за свои поступки, придумайте ритуал прощения, который поможет их снять. Грусть замените увлекательной игрой. Ребенок будет взрослеть и учится справляться с неприятными эмоциями.
7. Показывайте, что эмоции проявляются как вполне нормальная реакция на ситуации. Ребенок испытывает тревогу перед первым посещением детского сада? Это нормально. Он же не знает, что его ожидает. Важно, чтобы ребенок не подавлял эмоции, а принимал их во внимание, прислушивался к ним.
Главное, чтобы ребенок научился проживать эмоции, чтобы они не травмировали его. «Случилась неприятность, мне стыдно, но в целом я хороший и достойный человек и меня любят». Примерно так должен рассуждать ребенок, у которого выработана эмоциональная стабильность.
Эмоциональные нарушения: виды и признаки
Есть несколько видов эмоциональных нарушений. Чтобы определить их, надо познакомиться с их признаками.
Агрессия. Она связана с поведением, провоцирующим окружающих. Человек, ведущий себя агрессивно пытается привлечет внимание окружающих. Она может быть вербальной, в виде ругательств оскорблений, физической (рукоприкладство), косвенной (перенесение агрессии на других людей и вещи). Агрессивные дети обидчивы, часто испытывают чувство вины, подозрительны.
Апатия. При наступлении апатии ребенок вяло реагирует на любые проявления эмоций и действия других людей. Ему все безразлично, его инициативность равна нулю, эмоциональные реакции отсутствуют.
Депрессия – особое состояние, которое проявляется как поведенческая пассивность при наличии отрицательных эмоций. У детей с депрессией постоянно наблюдается плохое настроение, они пессимистичны и несчастны.
Дисфория – особое настроение, где проявляются угрюмость и недовольство, тоска и злоба. Фактически она является одной их разновидностей депрессии. Ребенок в состоянии дисфории раздражителен и неуступчив.
Паратимии связаны с проявлением эмоций, противоположных ситуации. Такое поведение выглядит как неадекватное и характерно для детей, больных шизофренией. Ребенок переживает одну эмоцию, а проявляет ее как противоположную.
Синдром гиперреактивности и дефицита внимания проявляется как неусидчивость и нестабильный эмоциональный фон, импульсивность и невозможность сконцентрироваться. У детей с СДВГ быстро переключается внимание и им трудно усидеть на одном месте.
Страх. Реальная или придуманная опасность ведут к появлению особого эмоционального состояния, связанного с ними. Если ребенок кажется испуганным и робким, замыкается, скорее всего, он испытывает страх.
Тревожный синдром. Проявляется как беспокойство без причины. Ребенок в постоянно испытывает тревогу, ему трудно усидеть на месте. Он напряжен, обидчив, скован. Часто у него плохой о аппетит, он может сосать пальцы.
Эйфория. Это состояние, в котором ребенок испытывает необыкновенную радость. Его поведение неадекватно. Он импульсивен и нетерпелив.
Эмоциональная тупость. При эмоциональной тупости эмоции отсутствуют, и ребенок не в состоянии их проявлять.
Помощь эмоциональному ребенку
Любому ребенку можно помочь. В первую очередь применяют семейную психотерапию, но, если ее мало – еще медикаментозные средства.
Чтобы скорректировать эмоции специалисты используют метод имитации эмоциональных состояний. Он заключается в том, что дети воспроизводят на своем лице определенные эмоции, полностью повторяя соответствующую им мимику, используют пантомиму. Метод позволяет препятствовать перерастанию эмоций в патологии, а также помогает разрядить эмоции.
Воспроизводя мимику эмоций, дети заново переживают их. Часто вспоминаются неотреагированные переживания, которые они остановили из-за заперта на них, страха или еще по каким-либо причинам. Тогда появляется возможность отыскать причину по которой происходило нервное напряжение и убрать ее.
Заключение
Слишком эмоциональный ребенок – это проблема для родителей, воспитателей и учителей. Если в возрасте 1,5 -4 года эмоциональные вспышки считаются нормой, то их проявление в более позднем возрасте должно вызывать тревогу. Главное выявить причину, по которой у ребенка начались отклонения. Стабилизировать эмоциональное состояние поможет режим дня, правила, которые ребенок будет соблюдать. В особо сложных случаях – вмешательство специалиста.