Мамы, ожидающие малыша уверены, что знают, какой будет у него характер. Если ребенок все время двигается у мамы в животе, работает ножками и кулачками – значит, он непоседливый и активный. Только иногда дает о себе знать — тихоня.
Специалисты до сих пор спорят, может ли проявлять ребенок характер сразу после рождения. Но с тем, что каждый малыш проявляет свою индивидуальность в первые дни жизни, согласится любая мама. С одними детьми хлопот мало, а с другими приходится ох как непросто.
Что понимается под характером и всегда ли он наследуется?
В определенных ситуациях разные люди ведут себя по-разному. Один человек готов идти к цели, несмотря на все препятствия. Другой, столкнувшись с трудностями, начинает считать, что «это» ему совсем не надо. Третий ищет обходные пути. Каждый поступает по-своему, то есть ведет себя в сложившейся ситуации определенным образом согласно своему характеру.
Характер зависит от темперамента, который и лежит в его основе.
Доказано, что темперамент наследуется вместе с анатомией и физиологией. Основные базовые «настройки» мы на восемьдесят процентов получаем от наших предков.
Когда и под влиянием каких факторов формируется темперамент ребенка?
Безусловно, на характер влияет то окружение, в котором растет ребенок, свою роль играют социальные факторы. Родители могут воспитывать ребенка на свое усмотрение, прививая ему те или иные качества. Темперамент будет лишь делать эту задачу проще или сложнее.
Но даже в первые дни жизни прослеживаются определенные особенности в поведении ребенка. С этим фактом не поспоришь Дети ведут себя по-разному, как и взрослые проявляют разные черты характера.
Как темперамент определяет характер?
Долгое время темперамент ребенка и типы личности взрослых людей ученые изучали отдельно. Первыми, кто серьезно стал сопоставлять и изучать характер детей и личность стали психологи из США С. Чесс и А. Томас. Они следили за 133 детьми на протяжении 30 лет.
Исследования начались, когда детям было три года. Однако даже когда дети стали старшими школьниками, исследователи убедились, что состав групп, на которые их разделив раннем детстве практически не изменился.
Дети были разделены на три группы по характеру: «легкие дети» (общительные и дружелюбные), «тяжелые дети» (закрытые и агрессивные), «медленные дети» (тугодумы). Пока ученые следили за ними, серьезных изменений в поведении детей не происходило, несмотря на то, что они стали гораздо старше.
После исследований решено было делить маленьких детей не на 4 классических типа по темпераменту, а учитывать три параметра поведения.
В связи с ними выделяются:
- тревожные и настороженные дети, которые опасаются новых людей и незнакомой обстановки;
- возбудимые и динамичные, которые не сразу успокаиваются в непривычной обстановке и не слишком быстро начинают общаться;
- способные контролировать ситуацию и концентрировать внимание (например, внимание отвлекается за счет появления новой, яркой игрушки).
Как из темперамента вырастает характер?
Исследованием темперамента у детей занимались российские и зарубежные ученые.
В России Е. Слободская и Е. Козлова провели опрос родителей 45 грудничков и повторили опрос через 8 лет. Исследователи выяснили, что малыши-интроверты стали склонным в школе к неврозам, зато улыбчивые младенцы превратились в устойчивых эмоциональны учеников. Хотя разговорчивые груднички совсем не обязательно оставались коммуникабельными в восьмилетнем возрасте.
Интересны исследования чешских ученых. Они проводили их в первый раз, когда детям исполнилось три года, а во второй, когда эти же люди достигли 40 лет. Специалисты выяснили, что «расторможенные» и коммуникабельные дети превратились во взрослых, которые многого добивались в жизни.
Представители Лондонского института психиатрии тоже сделали свой вклад в изучение темперамента и характера детей. Они следили за 1000 малышей до года. Затем вернулись к исследованиям, спустя 23 года. Ученые убедились, что дети- экстраверты стали еще увереннее с годами. Интроверты, наоборот, стали более зажатыми.
Опираясь на исследования ученых, можно сказать, что любая система воспитания не меняет истинной сути человека. Благодаря ей возникает только маска, под которым спрятана наша истинная суть. Одни люди кажутся приветливыми, хотя внутри боятся окружающих и настораживаются при знакомстве с каждым новым человеком. Другие на первый взгляд представляются агрессивными или закрытыми, но в душе мягкие и ранимые.
Мы разные, и стоит любить себя и близких людей такими, какие мы есть, не пытаясь что-то вылепить, потому что на самом деле люди увидят лишь определенный аватар, а не наше истинное лицо.
3 разновидности характера младенцев
Как и в случаях с классическими типами темперамента, особенности темперамента новорожденных детей часто смешиваются. Но существует три основных вида, являющихся базовыми.
Младенец с легким характером
Малыши с легким характером, часто улыбаются, не боятся чужих людей, и хорошо привыкают к сформированному родителями режиму дня. Когда такие детишки подрастают, у них не возникает проблем с коммуникацией.
Младенец со средним характером
Такие дети труднее налаживают контакт с окружающим миром. Изменения в жизни им сложнее перенести. Хотя особых проблем с малышами нет, все равно родителям требуется время на то, чтобы приучить их к чему-то новому.
Малыши с тяжелым характером
Родителям «тяжело характерных» детей приходится нелегко. На то, чтобы приучить ребенка к распорядку, они тратят массу сил и времени. Дети предпочитают большую часть времени проводить на руках у мамы, категорически не переносят посторонних людей, и с «боем» ложатся в кроватку.
5 разновидностей характера грудничков
У каждого малыша свой неповторимый характер, но наблюдается некоторое сходство, благодаря которому характеры грудных детей подразделяют на пять типов.
Активные дети
Режим дня малыши воспринимают как что-то не слишком нужное, неприятное. Но их не заставить соблюдать его принуждением. Главное в общении с ними — мягкость. На первых порах постепенно придется приучать ребенка к режиму для, не настаивая, но и не позволяя ему слишком проявлять активность в неподходящее время. Если благодаря вашей мягкой настойчивости ребенок станет подчиняться режиму дня, в дальнейшем, это поможет развить его самостоятельность.
Дети-бунтари
С маленькими бунтарями мамам приходится нелегко. Непонятно какого сюрприза и когда от них ожидать. Капризы сменяют капризы, а потом малыш устает, и его еще трудно уложить в кроватку.
Чтобы справиться с капризами, надо ввести систему поощрений. Если ребенок начинает вести себя хорошо, поощряйте такое поведение, и результаты не заставят себя долго ждать.
«Взрослые» дети
Хмурое выражение лица – показатель «взрослого» ребенка. Он словно недоволен и пытается решить какие-то сложные проблемы. При этом никакого дискомфорта малыш не испытывает. Если он хмурится, а потом начинает плакать, то дело не в типе, а в здоровье.
Грустные дети
Если малыш начинает плакать по каждому поводу, его называют «грустным». Он тяжело реагирует на малейшие изменения в его жизни, поэтому родителям придется приучать его к новому, двигаясь вперед маленькими шагами. Чем незаметнее будут происходить изменения, тем лучше. Но при этом малыш обязан понимать, что изменений в жизни будет много, и к им придется привыкать.
Нежные дети
Если ребенок очень остро реагирует на свет, посторонние звуки и другие раздражители, его относят к типу «нежный». Когда у вас растет такой ребенок, главное, оградить его от неприятных моментов, в том числе от посторонних людей, которых он не хочет видеть.
Поведение и характер
О темпераменте уже говорит поведение малыша в его раннем детстве. Определить качество характера у грудничка труднее, чем у взрослого. Зато, поняв его, возможно сформировать у ребенка новые качества, отношение к людям и жизни.
Холерик агрессивен, у него часто меняется настроение. Он подчиняется эмоциям, то есть сначала совершает действия, а затем их осмысливает.Такое поведение характерно для взрослого человека.
Малыш ведет себя немного по-другому. Он начинает кричать, если что-то не по его или что-то не нравится. Яркий свет, громко работающий телевизор, небольшое чувство голода выводят его из себя.
Задача родителей, заметить, что раздражает малыша, и устранить раздражители, насколько это возможно. Тишина, и комфорт – вот что необходимо ребенку. Когда он подрастет, нужно будет терпеливо объяснять, чем хорошее поведение отличается от плохого.
Сангвиник легко находит подход к людям, прекрасно чувствует себя в компании, легко приспосабливается к новым условиям. Но ему трудно долго заниматься чем-то одним, и он очень ценит комфорт.
Малыши-сангвиники очень любят познавать мир. Их привлекает шум погремушек, яркие игрушки, вызывают интерес разговоры родителей. Дети-сангвиники с удовольствием идут на руки к незнакомцам, интересуются всем новым и часто имеют нестандартное мышление. Даже когда они начнут капризничать, их легко отвлечь, показав новый предмет.
Флегматик – человек, который смотрит на жизнь философски. Он очень спокоен, все делает, не торопясь и имеет созерцательное мышление. Даже на победы и провалы его не слишком трогают.
Малыш-флегматик не слишком спешит знакомиться с миром и предпочитает, как можно больше спать. Так что его придется будить для того, чтобы покормить и выполнить другие процедуры. Желательно больше говорить с ребенком, показывать яркие игрушки, новые предметы. Так он будет быстрее развиваться.
Меланхолик обладает повышенной чувствительностью. Он обидчив, склонен скорее переусердствовать, чем что-то не доделать. Предпочитает шумным компаниям общество близких людей.
Малыши меланхолики часто выглядят печальными, редко улыбаются, плохо спят. Они с трудом переносят перемены, и очень нуждаются в защите родителей. Для него важен тактильный контакт и ласковый голос матери.
Как определить психотип ребенка?
Кроме темперамента, важно знать психотип малыша, чтобы знать, как быть в различных ситуациях и над каким качествами работать.
Эпилептоид (серьезный малыш). Ребенок кажется развитым не по возрасту, его даже называют взрослым ребенком. Взрослый мир для него не является загадкой. Малыш вдумчив и последователен от природы. Он не любит шумных компаний и предпочитает играть или один, или с 2-3 друзьями. Не застрахован от импульсивных действий, иногда взрывается по пустякам.
Параноял (целеустремленный малыш) Для ребенка важно, чтобы у него было увлечение, или даже несколько. Причем, если ребенок увлекся чем-то еще в дошкольном возрасте, то увлечение будет продолжаться долго, возможно несколько лет. Например, ребенок начал собирать динозавриков в пять лет, в десять, он еще будет ими интересоваться, и читать обо всем, что с ними связано. Малыши не слишком нуждаются в обществе и не доставляют больших проблем родителям. Он в состоянии занять себя сам.
Эмотив (дружелюбный ребенок) Дети- эмотивы настоящие маленькие психологи. Они живо интересуются окружающими их людьми и вообще живыми существами. Малыши не пройдут мимо котика с больной лапкой, будут готовы освободить муху из паутины или сделать еще какое-либо доброе дело. Каждой кукле, мишке или зайцу они дают имя, окружают их необходимыми предметами. Например, у куклы Маши обязательно будет своя посуду, а у мишки – машинка. Детей отличают осторожность и спокойствие.
Гипертим (непоседливый ребенок). Труднее всего заставить непоседу подолгу находится на одном месте. Особенно сложно им дается интеллектуальная работа. Детям надо все время что-то делать, куда-то бежать. Им постоянно требуются перемены, им скучно что-то рисовать во второй раз. Гипертимы отнимают вещи у других детей, не думая о последствиях. У них случаются истерики, когда они испытывают боль, когда им элементарно не хватает терпения и кажется, что ничего не выйдет, если даже они станут работать долго.
Истероид (ребенок – «выпендрежник»). С детьми приходится непросто, так как они сильно концентрированы на себе и своих потребностях. Главные слова для них «хочу» и «дай». Дети стараются манипулировать взрослыми, путем истерик. Они, например, могут броситься на пол в магазине и кричать «Купи машинку!».
Многие родители, пытаются в это время или успокоить малыша, или «с головой» уходят в смартфон, не обращая внимания на чадо. Та и другая тактика ошибочны. В этой ситуации важно сохранять визуальный контакт с ребенком, и при этом спокойно комментировать его действия». Лежишь и кричишь? Хорошо. Лежи. Пусть на тебя все смотрят, как хорошо ты себя ведешь!».
Шизоид (замкнутый ребенок) Детей –шизоидного типа порой сравнивают с Гарри Поттером. Им свойственно нестандартное мышление, предпочтение одиночества шумным играм с другими детьми. Они отдают первое место спокойным занятиям, например, рисованию. Несмотря на замкнутость, любят общаться с близкими людьми. Как правило дети очень ценят свою семью и нуждаются во внимании родителей, страдают, когда те холодны с ними, не уделяют им достаточно времени и внимания.
Тревожно- мнительный (боязливый ребенок). Как правило, тревожно- мнительными дети становятся из-за негативного опыта и навязанных родителями установок. Они всего боятся, мышей, насекомых, «плохих» детей, новых людей и ситуаций. Дети очень осторожны и не уверены в себе и предпочитают коллективу времяпровождение в одиночестве.
Депрессивно-печальный (ребенок-пессимист). Обычно это дети с отклонениями от нормы. Когда девятитетка раздражается, если его зовут играть или пытаются проявить заботу, это ненормально. Пессимистами дети чаще всего становятся из-за сложной ситуации в семье. Они стремятся остаться в одиночестве, так как не хотят общаться. На первый взгляд пессимисты кажутся самостоятельными, но это не так. К отстраненности от сверстников их приводит неуверенность в себе и заниженная самооценка.
Заключение
Каким будет характер человека, его психотип, часто можно понять уже с первых дней жизни. Маленькие сангвиники и меланхолики ведут себя совершенно по-разному. С возрастом характер и темперамент изменяются мало. Исследования ученых доказали, что и через 20-30 лет люди сохраняют те задатки и особенности поведения, которые были у них в раннем детстве. Социум и другие факторы только немного их корректируют.