Что делать, если школьный учитель постоянно обижает вашего ребенка: признаки буллинга и травли, что делать родителям

если школьный учитель постоянно обижает вашего ребенка
Содержание статьи:

«Школьные годы чудесные» — поется в известной советской песне. Отправляя ребенка в школу, родители хотят видеть его счастливым, надеются на то, что у ребенка появятся новые друзья, а учителя будут добрыми и понимающими наставниками.

Однако на деле далеко не всегда происходит так. Все чаще случаются ситуации, когда ребенок отказывается идти в школу. И причиной тому не хулиганы-одноклассники, а учителя. 

Что может происходить за дверью школьного класса, как разрешить детский конфликт с учителем и уберечь ребенка от психологической травмы – расскажем в статье.   

если школьный учитель постоянно обижает вашего ребенка

Как понять, что строгое поведение учителя превращается в настоящую травлю

«Строгий, но справедливый» — так говорят об учителе, который ко всем предъявляет одинаковые требования, добивается высокого уровня знаний и успеваемости, и одновременно с уважением относится к ученикам. 

К сожалению, все люди разные, и учителя не исключение. Когда кто-то из учеников вызывает у учителя раздражение и желание постоянно его чем-то задеть, учитель не справляется с эмоциями, и, спустя некоторое время, начинается травля ребенка. 

Педагогическое насилие: раскрываем понятие

Понятие «педагогического насилия» подразумевает пренебрежительное отношение педагога к детским потребностям, нарушение субординации, проявление физических наказаний и психологических мук. 

Чего добивается учитель, используя педагогическое насилие? В первую очередь, учитель хочет показать ребенку, кто главный, доказать, что учитель всегда прав. Учитель добивается жесткой дисциплины, требует всеобщего поклонения и 

Также, применяя некорректные способы воспитания, учитель рассчитывает быстро получить желаемые результаты в учебной деятельности, улучшить оценки и общую успеваемость. В этом случае педагогическое насилие может касаться всего класса, а не просто отдельных учеников.  

Проявление педагогического насилия наблюдается также со стороны учителя с низким уровнем самооценки, самоконтроля, высоким уровнем усталости и стресса. Педагог впадает в состояние аффекта, при котором срывается на крик, допускает оскорбления в адрес учеников и физические наказания. 

Разговор о педагогическом насилии:

Как распознать учительский абьюз

Педагог, в особенности первый учитель, для развития ребенка имеет большое значение как личность и авторитет. Он стоит в одной линии с родителями и близкими людьми. Учитель значительную часть времени проводит с ребенком, занимает его внимание, диктует правила учебы и поведения, оценивает успеваемость и личность в целом. 

Ребенок понимает, что от учителя зависит, как он будет выглядеть в глазах родителей и одноклассников, причина этому – оценка, которая будет выставлена за успеваемость. В раннем школьном возрасте ребенок ассоциирует себя с оценками, и то, как будут воспринимать его окружающие люди, тоже связывает с ними.

Учитель своими действиями и отношением способен сформировать отношение к познанию школьной программы или отдельных предметов.  

Плохая оценка становится причиной вины и стыда, а хорошая – гордости и радости. Поэтому учитель непосредственно влияет на формирование детской самооценки и устанавливает планку, которой стремится достичь ученик. 

Только далее есть расхождение в поведенческом сценарии учителей: кто-то помогает в достижении целей и поощряет детей в учебе, а кто-то начинает добиваться поставленной цели, применяя педагогическое насилие и абьюз. 

Под термином «абьюз» понимают насилие над близким человеком (физическое, эмоциональное, психологическое, сексуальное, экономическое).

Еще одно значение термина подразумевает надругательство и злоупотребление, действия в отношении лица, которое не в состоянии им помешать, если изучить тонкости перевода с английского языка. 

Каким образом преподаватели выступают в роли абьюзера и что испытывает ребенок в таких отношениях? Учитель начинает злоупотреблять собственным положением, давить на ребенка и угрожать исключением из школы, наказанием родителями, осуждением одноклассников. 

Прямого насилия не применяется, так как учитель осознает степень ответственности, а вот психологические угрозы в ход идут регулярно. В качестве объекта абьюза выбираются дети, родители которых не занимают высокопоставленных постов и не являются обеспеченными предпринимателями, доверчивые и «забитые» ребята, которым некому рассказать о страхах и обидах и за которых некому заступиться.

Читайте еще:   Психогимнастика для детей

Ребенок, подвергшийся учительскому абьюза, не в силах противостоять этому насилию и не в состоянии отстоять собственные границы. 

если школьный учитель постоянно обижает вашего ребенка

Крик

В обычной жизни такое явление, как крик нацелено на привлечение внимание человека в случае опасности и даже угрозы жизни. Однако на практике учитель часто начинает кричать, чтобы привлечь внимание и напомнить, кто главный. 

Дети привыкают к крику, впоследствии уже не воспринимая спокойную речь и требования, произнесенные обычным тоном. Хуже того, дети отвыкнут реагировать на крик в случае опасности. 

Невербальное насилие

К невербальному насилию относят позы, жесты, мимика, голос. Учитель делает суровое выражение лица, встает над ребенком, меняет голос на строгий или раздраженный, складывает руки на груди или расставляет на боках для создания специфической демонстративной позы. Все это проводится для самоутверждения и демонстрации главенствующего положения над учениками. 

Такие позиции становятся важными стрессовыми факторами и парализуют волю ребенка. 

Оскорбление личности

Одной из форм абьюза считается та, при которой учитель переходит к оскорблению личности и намерено унижает ребенка. Эти слова наносят ребенку душевные раны и принижают личностные качества.

Формы оскорбления:

— ты глупый, тупой, 

— у тебя никогда ничего не получается, 

— ты хуже всех в классе,

— от тебя нет никакого толку,

— ты всегда позоришь весь класс,

— если бы не ты, наш класс бы победил/выиграл/стал первым и т.д.

Прилюдное унижение, обесценивание

Этот прием используется для усиления эмоционального воздействия на ученика и еще большего его подавления. При всем классе или нескольких учениках учитель обзывает, оскорбляет ребенка, сравнивает с другими не в его пользу. 

Нередко подобное поведение учителя дает толчок ученикам к началу травли, и ребенок постепенно становится изгоем в классе. Его личность обесценивается, способности принижаются, а сам он не может изменить ситуацию.

Формы прилюдного унижения:

— посмотрите на него, он опять все сделал хуже всех,

— не позорь класс, а то ребята тебе устроят,

— посмотри, какие все аккуратные, а ты неряха,

— ты всегда все делаешь последний, не успеваешь за другими и т.д.

Оценка внешности

Провокационными высказываниями учителя, способных усилить травлю одного ученика могут быть фразы, связанные с внешним видом. Учитель насмехается над тем, как выглядит ребенок, как одевается и какую носит прическу. 

Подобное отношение вызывает стресс, нежелание ходить в школу и общаться с одноклассниками, что также усугубляет ситуацию. Причина, по которой ребенок ходит в школу связана с получением образования. А насмешки относительно внешнего виды мешают ученику концентрироваться на получении знаний, вызывают чувство тревоги, страха, что все повторится, а также чувство вины, что внешность не соответствует ожиданиям учителя и одноклассников.

Формы оценки внешности: 

— на кого ты похож, 

— что это на тебе надето, 

— тебе не стыдно ходить с такими волосами,

— посмотрите, она тут глаза накрасила себе,

— что это у тебя с лицом, весь в прыщах 

— в столовую не идешь, итак толстый и т.д. 

Оценка достатка

Помимо оценки внешнего вида и одежды, предметом насмешек и обсуждения может стать достаток семьи ученика. Чаще всего абьюз применяется по отношению к малообеспеченному ребенку, ведь в этом случае больше вероятен сценарий, что за ученика некому будет заступиться. 

Если дело касается школьных нужд, учитель манипулирует тем, что ребенок, не сдавший деньги, будет пользоваться старыми принадлежностями, сидеть на старом стуле, за сломанной партой и т.д. Если упреки произносятся в присутствии других учеников, ребенок глубже уходит в себя и замыкается. Ведь во многих случаях он не может изменить ситуацию.

Формы оценки:

— один ты будешь ушиться по старой книжке, потому что не можешь принести деньги на новую,

— всем дед мороз подарит подарки, а тебе нет, потому что твои родители не сдали деньги,

— у всех есть это пособие, а у тебя нет, вот и будешь двойки получать,

— опять ты одет хуже всех, позоришь весь класс,

— скажи родителям, что если не могут купить тебе новые принадлежности/одежду/портфель, нечего было рожать тебя.

Нарушение приватности

Учитель выставляет напоказ какую-то личную информацию о ребенке с целью привлечь к этому факту внимание других учеников или учителей. Чаще всего учитель хочет превосходства над ребенком, добивается, чтобы ученику стало стыдно. Сыграть на чувстве вины и добиться своего всегда проще, чем подумать и использовать другие педагогические методы. 

Формы нарушения:

— ну-ка дай телефон, мы с ребятами почитаем, кому ты там пишешь,

— расскажи-ка нам, что это ты сидел в туалете всю перемену и издавал звуки,

Читайте еще:   Что делать если ребенок боится горшка: психотерапия, способы избавиться от страха,  способы усадить на горшок

— посмотрите, он ведет дневник, давай его сюда, мы почитаем, может узнаем о тебе что-то интересное,

— ребята, а я вчера вечером видела его с какой-то подружкой, вот на это у него времени хватает, а на уроки нет,

— кто это там приходил к тебе в перемену, расскажи, нам всем интересно и т.д.  

Игнорирование физических потребностей, физическое насилие

Считается самой крайней точкой и формой насилия, разрушающих личность и здоровье ребенка. Происходит, когда учитель не пускает ученика в туалет, в медпункт, не разрешает пить, есть, допускает удары, пощечины и другие формы физического насилия.

Если это происходит публично, есть шанс на огласку и на реакцию со стороны. Если подобное отношение допускается один на один, часто об этом не знает никто, так как ребенок боится рассказать и быть наказанным еще хуже. Если психологически ребенок унижен сильно, он боится, что ему не поверят, и поэтому молчит дальше. Огласке предаются лишь некоторые случаи, большинство случившегося так и остается неизвестным. 

Буллинг в школе: когда родители должны принять меры

Понятие буллинга подразумевает регулярные нападки агрессивного характера по отношению к ребенку, проявляющиеся как психологическим, так и физическим способом. Буллинг возможен и со стороны учеников, и со стороны учителей. 

Буллинг несет серьезную опасность, так как не просто доводит жертву до срыва, но имеются случаи, что и до самоубийства. Ребенок не в состоянии справиться с регулярным психологическим насилием, психика не выдерживает и сознание видит только один выход. 

Буллинг начинается постепенно, и когда агрессор чувствует себя безнаказанным, происходит развитие. Чтобы предотвратить подобное, следует с раннего детства установить с ребенком доверительные отношения, всегда слушать его рассказы и спрашивать мнение относительно происходящего. 

Буллинг в школе: 

Если начнете замечать, что ребенок стал приходить из школы подавленный, отказывается идти на уроки, попытайтесь выяснить причину. Ребенок должен знать, что может довериться родителю, что от него не отмахнутся и поверят. В противном случае сын или дочь замкнутся в себе, и буллинг будет продолжаться. Чем дальше зайдет этот конфликт, тем сложнее ребенку будет вытащить его наружу. 

При выявлении подобных фактов следует немедленно вмешаться и остановить травлю. Доверительные отношения с ребенком помогают выявить буллинг в отношении других детей, которые боятся рассказать о происходящем.    

Признаки того, что ребенок испытывает трудности в школе

Как понять, что у ребенка появились сложности в учебном заведении? Есть несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание.

  1. Ребенок возвращается из школы в плохом настроении. Если подавленность не связана с успеваемостью или каким-то разовым случаем ссоры, следует обратить на это внимание.
  2. Ребенок отказывается идти в школу, просит разрешить остаться дома, притворяется больным, и т.д. Иногда ученик просит перевести его в другой класс или другое учебное заведение.
  3. Снижение успеваемости по какому-то одному предмету. Обратите внимание на оценки и усилия ребенка. Если вы видите, что он старается, но по одному предмету оценки лучше не становятся, вмешайтесь, возможно, идет развитие конфликта или налицо буллинг.
  4. У ребенка появляются синяки, ушибы, раны. Это серьезный повод для разговора и вмешательства. 
  5. Ребенок произносит фразы, которые говорят о том, что с ним что-то происходит. это могут быть как самоуничижительные высказывания, сравнение себя с другими учениками, так и обвинения в адрес родителей. К примеру: я ничего на понимаю, учусь хуже всех; вы не можете мне купить то, что есть у всего класса и т.д. Вслушайтесь в смысл и поговорите с ребенком. Возможно, он говорит словами учителя или сформировал подобное мнение после его высказываний.
если школьный учитель постоянно обижает вашего ребенка

Что я могу сделать, если над моим ребенком издеваются?

В первую очередь, при выяснении обстоятельств травли со стороны учителя помощь ребенку должны оказать родители и близкие люди. Есть различные способы воздействия на ситуацию, рассмотрим самые важные.

если школьный учитель постоянно обижает вашего ребенка

Поддержать ребенка

Психика ребенка как правило, слаба, и не в состоянии противостоять самостоятельно и эффективно проявлениям агрессии. Дайте понять ребенку, что вы на его стороны, и что поможете разобраться в ситуации и справиться с ней. 

Ребенку важно ощущать поддержку, знать, что он не один в этом мире, и что родители обязательно защитят его от нападок. 

если школьный учитель постоянно обижает вашего ребенка

Оставайтесь максимально объективными — выясните причину

Ребенка следует однозначно поддержать, но для начала необходимо разобраться в сложившейся ситуации. Кто виноват, почему она сложилась, на какой стороне выступают и учитель, и ученик. По возможности, следует опросить участников или свидетелей конфликта, выяснив, с чего все началось и каким образом развивается.

Читайте еще:   Как отвечать на сложные вопрос

Возможно, есть объективные причины развития конфликта. Прислушивайтесь к мнению учителей, возможно, они расскажут какие-то вещи, о которых вы не догадываетесь, и ваш ребенок в школе ведет себя иначе. 

Не занимая ничью сторону, разберитесь в происходящем, но делайте это так, чтобы ребенок не подумал, что вы ему не верите. Если же понимаете, что в сложившейся ситуации ребенок также сыграл важную роль (стал провокатором конфликта, выдает себя за жертву, не являясь ей), проведите работу с ребенком. Если начать обвинять учителя, не разобравшись во всем, в будущем ситуация повторится с большей вероятностью, так как ребенок будет уверен в безнаказанности.

Обращение к родительскому комитету

Если удалось выявить факт педагогического насилия, обратитесь к членам родительского комитета. Это орган, к которому прислушиваются учителя и руководство школы. Составьте письменное обращение, документ нельзя игнорировать, как слова, заручитесь поддержкой других родителей.

Попросите о встрече с классным руководителем

Работа классного руководителя подразумевает решение конфликтных ситуаций не только между детьми, но и между учителями и учениками. Объясните спокойным тоном, что удалось выявить факт педагогического насилия по отношению к вашему ребенку и попросите разобраться. 

если школьный учитель постоянно обижает вашего ребенка

Обращение также желательно составить письменно, чтобы были факты в случае продолжения конфликта или разбирательств. 

Не затягивайте решение вопроса, так как эскалация конфликта может только навредить здоровью ребенка. 

Если результата от действий классного руководителя нет, принимайте другие меры. 

если школьный учитель постоянно обижает вашего ребенка

Привлеките школьное руководство

Руководство школы меньше всего заинтересовано в огласке подобных инцидентов. Запишитесь на прием к директору, собрав все ранее приготовленные письменные обращения – в родительский комитет, классному руководителю. Объясните ситуацию и попросите принять меры. В настоящее время подобные случи не редкость, и руководство школы не имеет права отмолчаться и сделать вид, что ничего не происходит.

Подумайте о смене класса или школы

Если конфликт решить не удается, есть смысл подумать о смене класса или школы. Травмированный и впечатлительный ребенок не сможет достойно учиться в том месте, где постоянно будет видеть обидчика. Если другого выхода не находится, поговорите в ребенком о переводе. 

Как решить конфликт с учителем мирным путем

Имеется путь решения конфликта и мирным способом. Для этого необходимо, чтобы и родитель, и учитель сели и поговорили о происходящем спокойно, без обвинений и угроз. 

Адекватные люди всегда смогут договориться, поэтому важно попробовать этот способ. Возможно, у учителя будут свои аргументы, выслушайте их, расскажите в свою очередь о чувствах, которые испытывает ребенок. 

Если удастся договориться, обязательно поговорите с ребенком, объяснив ему суть.

Как разрешить педагогический конфликт: 

Как поменять учителя в классе

Сменить преподавателя в классе можно, обратившись к руководству школы и объяснив ситуацию. Важно, чтобы просьба была коллективная и приведенные доводы аргументированы фактами. Если директор школы, изучив обращение, не принимает мер, допустимо обратиться в городской или районный отдел образования, курирующий данное учебное заведение. 

Бывают ситуации, когда учителей не хватает, и его просто-напросто некем заменить. Здесь уже сложнее, так как у детей не останется возможности изучать предмет, если учитель уволится или сам откажется работать в данном классе. 

Но работа в школе учителя со склонностью к абьюзу также недопустима.

Как защитить ребенка от педагогического насилия

Важно не только правильно разрешить подобную ситуацию, но и предотвратить ее развитие для этого с ребенком необходимо разговаривать на темы психологического роста и стрессоустойчивости.

  1. Ребенок должен знать, что всегда может обратиться за помощью к родителям. Что его выслушают, поддержат и помогут.
  2. Объяснить, что такое личные границы и как они устанавливаются. 
  3. Прислушиваться к мнению ребенка, но и не игнорировать рассказы учителей. Не игнорировать информацию, поступающую от обеих сторон.
  4. Поддерживать связь с другими родителями и руководством школы, чтобы максимально быть в курсе происходящего. 
  5. Иметь собственное объективное мнение о педагоге, не принижая и не преувеличивая его достоинства и учительские качества.
если школьный учитель постоянно обижает вашего ребенка

Заключение

Ситуации, когда ребенок становится жертвой педагогического насилия, в современном мире не редкость. Низкая стрессоустойчивость, нехватка кадров, повышенная нагрузка нередко приводят к тому, что учитель перестает контролировать себя и вымещает свое плохое настроение или неустроенность в жизни на учениках. Как правило, жертвой становится тот, кто не может ответить обидчику, за кого некому заступиться. 

Ребенок терпит оскорбления, затрещины, психологическое или физической публичное унижение. 

Важно вовремя заметить происходящее и принять меры. Важно поговорить с ребенком, выяснить, что происходит, опросить других учеников, обсудить ситуацию с классным руководителем и родительским комитетом, а при необходимости – с руководством школы. Ведь если пустить ситуацию на самотек, исход может быть непредсказуемым и очень печальным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детская психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector