Как научить ребенка делиться

Как научить ребенка делиться

Как научить ребенка делиться с другими тем, что у него есть? Дети в дошкольном возрасте – собственники. То, что принадлежит им, не может принадлежать другим. И порой бывает сложно объяснить, почему нужно поделиться конфетами, фруктами с другими детьми, разрешить им поиграть игрушками и почитать книгу. 

Как воспитать ребенка так, чтобы он не был жадным, скупым и умел делиться с близкими людьми тем, что имеет сам?

Как не вырастить ребенка эгоистом?

Жадность часто считают чертой эгоистов, так как не вырастить ребенка эгоистом? Кто вообще такой эгоист? 

Эгоистом называют человека, который думает только о себе, собственной выгоде и пользе. Эгоиста не интересуют другие люди и их интересы. Свои потребности он ставит превыше всего, причем жертвовать собственными привилегиями или достижениями не будет ни при каких обстоятельствах. 

Эгоисты принципиальны и жестоки в своих убеждениях. Редко кто может повлиять на них и заставить изменить мнение.

«Моё – значит моё, и ничьё больше. Я это имею, значит, я этого достоин. Делиться ни с кем я не собираюсь», — примерно так рассуждает эгоист.  Как воспитывать ребенка, чтобы искоренить подобные черты характера? 

Известно, что некоторые черты характера ребенок проявляет уже с рождения. На формирование личности косвенное влияние оказывают возрастные кризисы. И то, как ребенок из них выйдет, покажет, что из него получится в итоге. Помогать развиваться малышу должны взрослые. Они опытнее, мудрее, понятливее.  

Первый и главный совет: любите ребенка, но не допускайте вседозволенности. Маленький человек, которому позволяют абсолютно всё, умиляются над любыми фразами, действиями и потакают каждому желанию, точно вырастет эгоистом.

Он начинает в какой-то момент осознавать, что всё вокруг создано для него, что все, кто его окружают, живут ради него. Он – центр вселенной, смысл жизни. Любой каприз выполняется как по щелчку, любое желание – закон. Ребенок растет с чувством собственного превосходства и думает только о себе.

Как не вырастить ребенка эгоистом

Что делать, если появляются признаки эгоизма?

Как быть и что делать, если у ребенка появляются признаки эгоизма? Нужно понаблюдать за малышом и скорректировать своё поведение.

Например, мама готовит обед. Она варит гороховый суп, на запах прибегает ребенок. 

— Почему ты варишь гороховый суп? Я его не люблю. Свари лапшу, — говорит он матери.

— Но лапшу мы ели вчера, и сегодня все хотят другой суп, — отвечает мама. 

— А я хочу лапшу! – не унимается сын.

— Но ведь ты не один. Обедать буду я, папа, тетя Валя и бабушка, – говорит мама. – Суп получился очень вкусный, тебе понравится. 

Но это нисколько не трогает мальчика: он сказал, что не любит этот суп, а мама все равно продолжает варить именно его. У ребенка, который проявляет эгоизм, меняется поведение: он начинает ругаться с мамой, кричать, топать ногами, отказывается есть и требует лапши. 

У ребенка, который не обладает ярко выраженным крайним эгоизмом, немного испортится настроение, но он спокойно сядет за стол и будет есть гороховый суп вместе со всеми.

Игнорировать признаки эгоизма нельзя, но и акцентировать на них внимание постоянно тоже не стоит. Во-первых, эгоизм как таковой должен присутствовать в характере, иначе ребенок будет отдавать все другим, заботиться о других, тратить время на удовлетворение чужих нужд, не думая о себе.

Во-вторых, заметив, что ребенок что-то хочет оставить себе, не обязательно сразу на него кричать и обзывать эгоистом. Иначе слово «эгоист» станет восприниматься ребенком, как оскорбление, ругательство, обозначение чего-то постыдного. 

У малыша падает самооценка, когда мама говорит ему «Ты эгоист», он может уйти в себя и долгое время ничего не просить. Особо чувствительный ребенок постарается вообще не попадаться на глаза, чтобы не раздражать своим присутствием.   

Что делать, если появляются признаки эгоизма

Ошибки родителей в воспитании детей

Какую роль играют ошибки родителей в воспитании детей? Родительские слабости нередко негативно влияют на формирование личности ребенка. 

И когда мама начинает делать все в угоду сыну или дочери, отодвигая предпочтения других членов семьи на задний план,  у детей развивается ощущение превосходства и желание подчинять себе всех.  

«Ой, ты не любишь гороховый суп? Тогда я не буду его готовить, и другие обойдутся», «Ты хочешь поиграть в компьютерную игру? Играй, папа свой отчет может и ночью сделать», «Ты хочешь пригласить друзей? Ладно, отправим бабушку к соседке, пусть там полежит после укола» — все подобные ситуации являются неправильными, так как учитывают только интересы ребенка. Но идут вразрез с интересами семьи.

Через некоторое время мама убедится, что ее любимому чаду плевать на всех, что он занят только собой и требует, чтобы всё и все подчинялись его желаниям и интересам. Взрослых эгоистов переучивать уже поздно, но с маленькими можно и побороться.

Какие еще бывают случаи, положительно влияющие на развитие нездорового эгоизма?

  • Постоянное желание баловать детей. «Я так долго не могла родить сына, что теперь мне ничего не жалко для него. Я позволяю ему абсолютно все, он достоин самого лучшего. Я готова ограничивать себя во всем, чтобы дать ему, чего пожелает». 

Такие суждения влияют на то, что ребенок растет безнаказанным, жадным, жестоким. А что хотела мама? Она сама отдавала ему все, ни разу не акцентируя внимания на своих нуждах и потребностях. У ребенка сформировалось  ощущения, что у мамы их просто нет. Все, что имеет значение – связано исключительно с ним. Остальное – пустяки. 

И когда у мамы заканчиваются деньги, ребенок начинает злиться, а когда она заболевает и не может обслуживать его – становится вовсе ненужной.

  • Заглаживание собственной вины. «Я так долго была вчера на работе, не смогла  побыть с моей принцессой, поэтому сегодня ей можно все!», — разовое послабление такого толка постепенно перерастет в традиционную привычку. Дочь будет пользоваться материнским отсутствием в свою пользу. 

Манипуляции начнутся быстро, вскоре мать услышит: «Сегодня пойдем в магазин покупать мне куклу, ты же вчера поздно пришла». Или будет «давить на жалость»: «Тебя подолгу не бывает дома, мне скучно. Вот коробка печенья и новый телефон могут заменить твоё отсутствие!». 

  • Отсутствие времени на общение с ребенком и времени на домашние дела приводит к перекосу взаимоотношений и совместной деятельности. Чтобы сделать уборку или посидеть с подругами, мама готова разрешить сыну полдня играть в компьютерные игры, а дочери – несколько часов смотреть мультфильмы. Не успела приготовить обед – предложить кусок торта, чипсы или фастфуд.  

Ребенок привыкает к таким случаям, в дальнейшем манипулирует родителями в свою пользу.

Ошибки родителей в воспитании детей

Как научить ребенка не быть жадиной?

Вернемся к вопросы: как все же не быть жадиной? Ведь так сложно поделиться вкусной шоколадкой, дать поиграть любимую игрушку другим детям.

Родители должны понимать, что ребенок не делится чем-то не всегда по причине жадности. Бывает так, что человек, с которым надо бы поделиться, неприятен малышу. Почему тогда он должен с ним делиться и давать играть свои игрушки?

Если заставлять малыша это сделать, можно нанести ему травму. Ведь в то время он может подумать, что мама вдруг полюбила чужого ребенка больше или вовсе разлюбила своего.

Это обижает, сердит маленького человека. Но главное в том, что он не может понять, почему он должен делиться.

Заставлять детей в таком случае бессмысленно. Поставьте себя на их место. У вас есть любимые туфли или платье. Вы готовы отдать их подруге поносить? Нет? Для ребенка игрушка ценна точно так же, почему вы требуете, чтобы он отдал ее поиграть другим?

Период «жадности» проходят все дети, в этим важно смириться. Нельзя ругать и осуждать малыша, называть его обидными словами, чтобы получить результат. Детская обида будет сильнее, чем желание поделиться или угостить, ребенок может подчиниться вам, но он останется униженным этой ситуацией.

Самый лучший способ научить ребенка делиться чем-то – показывать личный пример. Если решили кого-то угостить, сделайте это с удовольствием при малыше или расскажите ему или привлеките его. После обязательно проговорите ситуацию, озвучьте эмоции радости и удовлетворения, которые испытали.

Например, испеките пирог и попросите малыша угостить одинокую старушку, живущую по соседству. В первый раз можете отнести кусочек вместе, обсудите это с ребенком. А потом уже поручите это дело ему. 

Слова благодарности, сказанные соседкой ребенку, подскажут, что он совершил благородный поступок и что делиться с другими – хорошо.

Читайте сказки и смотрите фильмы про жадных людей, обсуждайте вместе с детьми ситуации и делайте выводы. Приводите примеры из жизни – они всегда позитивно влияют на ребенка, лучше запоминаются.

Расскажите сыну о семье, которая переехала в ваш дом из другого города после пожара. Скажите ему, что хотите им помочь, потому что у них есть мальчик, немного младше него. Попросите ребенка принять участие в благотворительной акции, выберите вместе с ним ставшие малыми вещи и ненужные игрушки, унесите соседям и подарите.

Подобные поступки будут развивать в ребенке чувства добра и сострадания, которых не хватает современным людям.

Тем не менее, объясните детям, что есть определенные правила и «аттракцион невиданной щедрости» не пойдёт на пользу никому. Например, если даешь поиграть машинку, попроси вернуть через какое-то время. Если хочешь угостить шоколадом, не нужно отдавать всю плитку.

Объясните, что предметы личной гигиены и одежды – не те вещи, которыми стоит делиться с другими.

Расскажите ребенку, что в реальной жизни имеет место система взаимозачетов: «Я тебе машинку дам поиграть, а ты мне, пожалуйста, дай мяч». Или «Я пока на горке покатаюсь, а ты на качели. А потом поменяемся».  

Как научить ребенка не быть жадиной

Некоторые советы, которые помогут предотвратить ссоры и разборки на детской площадке:

  • Не давайте малышу гулять или в детский сад с собой дорогие игрушки и гаджеты. Ребенок не захочет делиться, вызовет зависть и спровоцирует конфликт. Закончиться ссора может печально: от физической расправы с жадиной до поломки игрушки.
  • Если конфликт неизбежен, постарайтесь вмешаться и отвлечь внимание детей другими занятиями.
  • Если двое детей не могут поделить предмет, не помогайте им. Просто уберите его, отвлеките ребят, а потом решите, кто и как будет им пользоваться по очереди.
  • Не давайте на улицу еду или деньги, чтобы ее купить. И то, и другое – провокаторы конфликта. Не захочет поделиться чипсами с другими – могут отобрать всю пачку. Не захочет купить то, что попросят другие – отберут деньги.
  • Если предполагаете провести дома детский праздник, подумайте о том, чем занять всех детей одновременно. Если каждый будет делать что-то, что касается его, меньше времени останется на выпрашивание игрушек и предметов, которыми пользуются другие дети.
  • Если делите между детьми что-то, делите поровну, даже если из троих детей ваш только один. Например, решили угостить ребят фруктами. Разделите всем по одному яблоку и по пять слив. Дети поймут, что все поделено поровну, соблюдено правило «поделись с другим», при котором все останутся довольны. Не выделяйте своего ребенка, дав ему больше. Это обидит других детей.

Если не можете так поступить, вовсе откажитесь от этой затеи. Накормите своего ребенка фруктами, когда другие дети уйдут домой.

Научите ребенка дарить подарки другим людям. Скажите ему, что нести радость приятно, что человек, получивший подарок, не просто становится сам счастливее, он делает счастливее тех, кто преподнес ему дар. 

Начните с подарков близким людям. Выберите вместе с малышом подарок для бабушки, сестренки, оформите его и отправьте малыша вручить. Если это очень близкий человек, можете попросить его подыграть вам и похвалить ребенка за подарок, выразив слова глубокой признательности именно ему.

Таким образом поднимется самооценка, ребёнок будет гордиться собой. Ощущение того, что он порадовал кого-то, придаст ему уверенности и убедит в том, что подарок другому может принести удовлетворение всем.

Используйте нестандартные ситуации для выработки желания делиться. Например, устройте дома праздник – отметьте день рождения любимой куклы дочери или сдайте в эксплуатацию дом, построенный из конструктора сыном.

Приготовьте подарки, благодарность строителям и помощникам, пусть дети займутся их вручением и пригласят гостей к столу. Пока дети маленькие, многие навыки и привычки можно прививать с помощью  игр и игрушек, приводить примеры из сказок и мультфильмов. Обсуждайте с ребенком все возможные действия, учите его добру и щедрости!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детская психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector