Как научить ребенка правильно относиться к неудачам

Как научить ребенка правильно относиться к неудачам

«У меня ничего не получается!»: как научить ребенка правильно относиться к неудачам? Малыш расстраивается из-за любой мелочи, кричит, плачет, быстро и часто бросает начатое дело.

Как объяснить ребенку, что все, что не получается, должно восприниматься по-другому? Взрослые люди имеют жизненный опыт, для них неправильно решенное уравнение или некрасивый рисунок не имеют сильного значения. Для  чувствительного, ответственного ребенка же, наоборот, такая ситуация может выглядеть катастрофой.

Как помочь сыну или дочери по-другому смотреть на неудачи – расскажем в статье.

Опыт и ошибки: как научиться совмещать?

Опыт и ошибки всегда идут рука об руку. «На ошибках учатся» — гласит народная мудрость. На ошибках набирают опыт – гласит жизненная практика. 

Как совместить два понятия и научить ребенка каждую ошибку воспринимать как опыт?

Дети в силу малоопытности нередко переживают, что у них что-то выходит хуже, чем у других. Они постоянно сравнивают себя с ребятами в детском саду, одноклассниками, друзьями во дворе, родственниками. 

Тот, кто старше – их пример. Многие ребята стараются копировать поведение окружающих и считают, что все должно получаться если не лучше, то и не хуже, чем у других. 

Когда результат разнится с ожиданием, ребенок расстраивается и нередко уходит в себя. Если отреагировать неправильно на подобную ситуацию или не отреагировать вовсе, есть шанс, что у ребенка разовьется комплекс неполноценности и пострадает самооценка. 

Поэтому каждая ошибка ребенка должна быть правильно расценена как детьми, так и взрослыми, ведь от их толкования и реакции зависит восприятия других ошибок детьми.

Ведь то, как маленький человек будет воспринимать ошибки, скажется и на его взрослой жизни. Если ребенком его не научили относиться к неудачам, как к опыту, став взрослым, он будет воспринимать каждую мелочь, как личную трагедию, станет мучиться, корить себя и переживать, что что-то не получилось.

Следите за ребенком, попросите его самостоятельно проверить, например, домашнее задание и отнестись к этому внимательно. Когда ученик проверяет работу и самостоятельно обнаруживает ошибку, у него поднимается самооценка, и он осознаёт, что сам может не только обнаружить, но и исправить недочет. 

Собственноручно обнаруженная ошибка не так страшна, как та, которую находит учитель или родитель. Ее не страшно и не сложно исправить. А вот здесь уже закладывается принципиальное отношение к ошибкам и неудачам: ребенок начинает осознавать их цену и понимать, что все поправимо. 

Необходимо дать понять ребенку, что ошибаться может любой, и что это не страшно. Чем чаще ребенку делают замечания и указывают на ошибки, тем меньше желания возникает у него что-то делать.

Ведь если не делать – невозможно ошибиться, а, значит, и на ошибку никто не укажет! Не доводите до такого, не воспитывайте ребенка неудачником. Пусть ошибки станут опытом, на основе которого малыш научится делать выводы.  

Опыт и ошибки: как научиться совмещать 

Как относиться к детским ошибкам?

Если не все так страшно, как тогда относится к детским ошибкам? Ругать ребенка – значит унизить его и понизить самооценку. Не обращать внимания на ошибки – значит, дать понять, что это возможно, не страшно и не обязательно над ними работать. 

Как найти «золотую середину», не сделав из малыша психопата и лентяя?

  • Не нужно сравнивать своего ребенка и других детей, не стоит одних приводить в пример другим. Эта практика – прямой путь к уничтожению детского «я», воспитанию чувства вины и снижению самооценки. 

Ребенок, который всегда и все делает «хуже других», ведет себя «хуже некуда», и вообще – «все дети как дети, а ты!», не сможет вырасти здоровой и гармоничной личностью. С детства все его ошибки становились предметом насмешек и причиной наказаний. 

Он не умеет их правильно оценивать и воспринимать.  А все потому, что его сравнивали с другими вместо того, чтобы объяснить, как нужно делать, а как не нужно.

Если ребенок зациклен на боязни ошибок, покажите ему виды творчества и занятия, где отсутствует соревновательный элемент. 

Для того, чтобы устранить конкуренцию, сядьте рядом и делайте одно дело. Например, займитесь лепкой вместе. Но не так, что ребенок делает свою фигурку, а вы свою. А так, что вы вместе делаете что-то одно. Совместная работа без отметки отдельных результатов. 

Или научите малыша рисовать на песке: сначала он, а потом вы. Ребенок расслабится и будет знать, что не во всех видах деятельности есть лучший и худший. 

  • Делитесь своим опытом. Если у ребенка что-то не получается, например, кататься на велосипеде, расскажите, что когда-то вы тоже не умели это делать. 

Назовите, сколько раз  падали и расшибали коленки, сколько раз не успевали притормозить перед забором или бордюром, как однажды чуть не наехали на папу. Рассказывайте и с юмором, и с долей переживаний, чтоб малыш не решил, что вам было все равно и «нисколечко не больно», когда вы врезались в забор и падали. 

Пусть ребенок понимает, что вам тоже было больно и обидно, но вы не сдались и все же научились кататься. При правильном разговоре ребенок посочувствует вам, вынесет урок и приступит к занятию снова.

При неправильном разговоре (ой, что ты за пацан, даже на велике не можешь кататься!) велика вероятность, что ребенок больше к велосипеду не подойдет. 

  • Показывайте ребенку свои настоящие неудачи и промахи, не скрывайте этого. При этом комментируйте, почему так произошло и что из этого вынести. 

Например, вы пошли на каток. Разогнавшись и не рассчитав силы, вы врезались в группу людей, которые решили сфотографироваться, ударились и упали. 

Скажите ребенку, что сделали не так. Не надо было разгоняться, когда впереди сгруппировались люди, надо было продумать путь, как объехать их, раньше начать притормаживать и т.д. и обязательно подытожьте: теперь всегда стану смотреть вперед и планировать путь, прежде, чем набирать скорость и ехать. 

Будьте уверены, что при таком рассмотрении случившегося ваш ребенок сделает правильные выводы и запомнит, как нужно себя вести.

Если же, упав, вы начнете кричать на людей и ругать их за то, что встали у вас на пути, ваш ребенок тоже сделает выводы, но уже другие.

Как относиться к детским ошибкам

Как пережить неудачи и не разочароваться в жизни

Нужно во всех негативных ситуациях стараться объяснять ребенку то, как пережить неудачи. Если с детства он будет знать, что жизнь состоит не только из карамелек и тортиков радости и везения, он будет готов к ситуациям, когда что-то пойдет не так.

И вместо того, чтобы падать в обморок и убиваться в случае неудачи, он станет здраво мыслить и анализировать. А еще лучше – продумывать дела так, чтобы было минимальное количество неудачных сценариев.

Помимо того, что ребенок должен знать, что все люди ошибаются, он должен чувствовать, что в случае провала у него есть поддержка.

Не нужно запрещать сыну или дочери все подряд, опекать их до окончания школы, нужно дать им определенную свободу действия и научить принимать решения.

Позвольте ребенку самому продумывать свой день, учите его рациональности, разрешайте выбирать какие-то мероприятия или вещи, необходимые для семьи.

Чем больше малыш станет понимать, что на него возложена ответственность, тем быстрее поймет, что ему доверяют. А, значит, он должен все хорошо продумать и постараться не ошибиться.

Заранее предупредите ребенка, если даете ему задание, что в любом случае, поможете ему и поддержите. Так страх совершить ошибку не будет угнетать молодого человека. Наоборот, знание поддержки придаст сил и уверенности. 

Учите ребенка думать и анализировать. Используйте для этого любые ситуации. Например, вы идете домой с прогулки из парка. Предложите ему поиграть в игру: «А что будет, если мы пойдем той дорогой?».

Подскажите малышу:

  • кого вы можете встретить по пути: если пойдем здесь, можем встретить папу с работы, а если там – Марину Викторовну с собакой;
  • какие дома/памятники попадутся на пути: если пойдем там – увидим памятник Пушкину, а если здесь – дом, где жил известный писатель;
  • что может быть по пути? Если пойдем этой дорогой, увидим тренировку спортсменов-велосипедистов, а если той – покормим уток в озере;
  • сколько раз придется переходить дорогу: если идем там – пройдем по сигналу светофора, а если здесь – придется ждать, пока машина остановится и пропустит;
  • в какой магазин попадете: с одной стороны магазин сладостей, а с другой – игрушек;
  • с какой стороны подойдете к дому. 
Читайте еще:   Как научить ребенка делиться

Как пережить неудачи и не разочароваться в жизни

Рассуждая таким образом, ребенок будет рассчитывать свой путь,  предполагать сложности или радости, с которыми может столкнуться. Этот прием можно использовать в любых других ситуациях. Можно даже рассуждать не о себе, а, допустим, о кошке. 

Если она обойдет лавку с той стороны, сможет забраться на забор. А если с другой – выйдет на тропинку к магазину, где ее кто-то покормит. А если подойдет к детской площадке, с ней поиграют дети, а чья-то мама разрешит взять ее домой. 

Подобный подход поможет научить ребенка рассуждениям и предполагать варианты развития событий, в том числе и негативных.

А еще малыш будет знать, что всегда есть другой путь, по которому можно пойти и поменять ход событий. А, значит, есть и путь, по которому можно преодолеть трудности и неудачи. 

Ведите себя спокойно во всех ситуациях, даже негативных. Не кричите, не восклицайте и не срывайтесь на ребенка. То, что неудача может восприниматься спокойно, тоже будет усвоено ребенком. Дети, как известно, нередко перенимают поведение взрослых. 

Будьте примером, тогда и ваши дети смогут вести себя достойно в любых ситуациях, научатся с легкостью исправлять ошибки и достойно переносить неудачи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детская психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector