«Кукла Маша, кукла Даша»: о чем говорят детские игры

о чем говорят детские игры

Дети учатся осваиваться в этом мире, играя, но о чем говорят детские игры? На каждом этапе развития ребенка они имеют свои особенности. Как понять, что для ребенка нормально, а что нет? Для этого необходимо знать, как должна развиваться игровая деятельность малыша в разном возрасте.

Но главное, что взрослым в детских играх отводится не последняя роль. Малыши нуждаются в том, чтобы взрослые больше возились с ними. Задача мам и пап не только организовать игровое пространство, но и подавать ребенку свежие и интересные идеи, направлять в нужное русло. 

Зачем игры нужны детям

Игровая деятельность детей начинает развиваться от рождения. Есть несколько этапов, которые проходят все дети.

  • До полугода ребенок только слушает, наблюдает за предметом, иногда хватает его.   Взрослым, играя с грудничками, нужно взять предмет и ждать, пока малыш сосредоточит на нем взгляд. Затем можно двигать предметом, для того чтобы малыш следил за ним. Если он протянет ручки, пытаясь ухватить игрушку, достаточно просто дотронуться ей до малыша. Так будет развиваться ориентация ребенка в пространстве. 

Немного повзрослев, с шести месяцев до года, ребенок уже начинает играть с предметами самостоятельно. Он может хлопать по ним, перекладывать из руки в руку, ударяет ими друг о друга. В этом возрасте в нем просыпается исследователь, которому постоянно требуются новые игрушки для изучения.

Роль взрослого на этом этапе по-прежнему очень важна. Ребятишкам очень нравится, когда мама или папа появляются вместе с новой яркой игрушкой, протягивает им ее и сопровождает движения словами. В этом возрасте для них уже важна оценка взрослого человека. Дети начинают подражать, и обучаться, копируя поведение и действия взрослых.

  • От года до трех лет ребенок открывает для себя значения тех или иных предметов и выстраивает цепочку логических действий. Он начинает осознавать, что кругляшки от пирамидки нужно надевать на палочку, на кастрюльках — открывать крышки, а из кубиков складывать домики и другие интересные штуки.

Но ребенок не поймет для чего нужен предмет, если не видит, как это делают взрослые. Малыш начинает с освоения общей схемы. Он понимает, что из тарелки едят ложкой, понимает, как это делается и, если видит, что взрослый одобряет его действия, закрепляет навык.

На следующем этапе он уже переносит действия на другие предметы. Видя, как мама причесывается, он может начать расчесывать себя или плюшевого медведя. А потом разыгрывается фантазия: вместо расчески в ход идет вилка, деталь лего или что-то еще.

Следующий шаг в познании окружающей действительности – действия, не связанные между собой логически. То есть девочка может сначала причесать куклу, потом одеть и искупать. Через некоторое время малышка уже обращается с куклой по всем правилам, как мама с дочкой — кормит, купает и кладет спать. В этот период начинаются ролевые игры «дочка мама», «врач-пациент» и ругие. 

  • На развитие ребенка в возрасте от трех до семи лет огромное влияние оказывают сюжетно-ролевые игры. Как правило такие игры появляются под влиянием взрослых или детей старшего возраста. Ее основное содержание – «взрослая жизнь». Дети превращаются в докторов, учителей, продавцов, артистов, родителей, то есть осваивают социальные роли. В процессе игры дети не только их моделируют, но развивают воображение и фантазию. Именно в этот период формируются мечты, которые они несут во взрослую жизнь.

Зачем игры нужны детям

Когда стоит проявить внимание к детским играм

Порой сценарии детских игр взрослым кажутся странными. Случается, даже, что сюжетно–ролевая игра пугает родителей и они теряются, не зная, что делать. Стоит ли насторожиться, если вы заметили, что в игре вашего ребенка что-то не так?  Конечно. Но важно понять, когда действительно пора пришла тревожиться, а когда ребенок что-то недополучает от родителей, неправильно воспринимает происходящие события и т.п.

Мальчик с куклой

Испокон веков заведено, что девочки играют в куклы, а мальчики в войну, солдатиков, машинки. Но бывает наоборот. Девочки возятся с игрушечными самосвалами, а мальчишки укладывают спать кукол.  Помните героя сказки Юрия Олеши «Три толстяка», который практически был влюблен в свою куклу.

Сказочный сюжет вполне мог быть построен на реальных фактах, так как есть мальчики, которые готовы играть в куклы также, как девчонки.

«Наш сын Миша без ума от кукол. – рассказывает мама трехлетнего мальчика -. Миша готов возиться с ними с утра до вечера, но муж против. Он говорит, что пора с этим покончить и выбросить всех кукол, так как не желает чтобы его сын рос слюнтяем и вел себя как девчонка».

Но как бы не злился отец, поведение ребенка, скорее всего, указывает на то, что что-то не так в семье. Вполне возможно, что он в какой-то мере проецирует поведение отца, указывая на недостаток в нем мужественности. Поэтому отец и бесится, так как на подсознательном уровне не хочет принимать оценку сына. 

На самом деле совсем не страшно, если ребенок играет не в те игры, в которые «положено». В каждом из нас есть женское и мужское начало. Если какое-то из них преобладает во время игры, это совсем не значит, что малыш забудет о своей полоролевой функции.

Просто на каком-то этапе игры на первый план выходит женская составляющая его «я», но этот факт никак не скажется на его дальнейшей жизни. Родителям со своей стороны нужно не создавать запреты, а больше заниматься с ребенком, играть с ним в те игры, которые они считают уместными.

Мальчик с куклой

«Моя машинка будет первой»

Иногда родители замечают, что ребенок всегда старается доминировать в играх, но никогда не обижает других детей и животных. 

«Не пойму, как быть — говорит мама четырехлетнего Сережи -. Вроде бы сын с удовольствием играет со сверстниками, но ему обязательно надо кого-то захватить, или сбить машинки других детей».

Темперамент и уровень агрессивности заложен в ребенке с рождения. Если один малыш может подолгу возиться в песочнице, то другому нужны шумные и активные игры, причем в них он должен выходить победителем.

Малыш может начать проявлять агрессию в отношении игрушек. Родителям ничего не стоит объяснить ему, что не нужно так делать, потому что плюшевому мишке больно, или потому что не нужно обижать друзей. Но важно не задавить проявления агрессии, а направить их нужное русло. Кто знает, может со временем ребенок станет большим начальником, а черты будущего лидера закладываются в нем  уже сейчас.

агрессия в отношении игрушек

Страдающие герои

Бывают игры другого плана, когда одну куклу, например, обижают другие.

«Дочь постоянно играет в игры, где встречаются страдающие герои, рассказывает мама пятилетней Светы. – Одна ее игрушка постоянно плачет и жалуется на другие, а дочка ее успокаивает».

Но дети, играя, отражают ситуации, которые их волнуют, например, те, где встречаются тираны и жертвы.  Ребенок может просто сочувствовать и учиться состраданию. Если такие эпизоды единичны, их можно игнорировать. Но когда в играх кто-то постоянно плачет, кого-то постоянно обижают, родителям следует взять ситуацию на заметку.

Вероятно, ребенок сам часто является жертвой и нуждается в защите. Тогда неплохо включиться в игру и научить куклу или мишку как за себя постоять. Проигрывайте конфликты и учите ребенка выходить из них без потерь.

Страдающие герои

Что считать нормой в детских играх, а что нет

Для разных возрастов детей существуют разные нормы в игре.  Но постоянно ведите наблюдения за детьми, чтобы прийти им на помощь.

Когда ребенку годик или около того, собственно, игры еще нет. Присутствует только игровая деятельность, которая чрезвычайно важна для малыша, в которой важная роль отведена родителю.

Даже большое количество игрушек никогда не заменит взрослого человека, ведущего игру. Малыш станет перебирать и раскидывать игрушки, постоянно их меняя, но развития он не получит, зато будет чувствовать себя брошенным, что в дальнейшем скажется на его становлении.

В три года, когда дети начинают вовлекаться в сюжетно- ролевые игры, важно включаться в них и пытаться решать конфликты, которые сам ребенок еще не с в состоянии понять и преодолеть. Если в этом возрасте интерес к игре у ребенка быстро угасает, и он не обращается за оценкой действий к взрослым, скорее всего, требуется помощь психолога.

Родителям следует насторожиться, когда ребенок предпочитает играть один, хотя окружен сверстниками, предпочитает игре просмотр телевизора, заменяет жизненные сюжеты сюжетами и ролями из фильмов, а также в играх наблюдается агрессия или антисоциальное поведение.

Современных родителей очень настораживают некоторые модифицированные игры подрастающего поколения, например, игра в доктора. Если раньше «Айболиты» просто мерили температуру, выписывали лекарства и слушали пациентов, то сейчас они просят «пациентов» раздеться до гола. Первая реакция любого родителя, увидевшего такое «безобразие» прекратить игру и даже наказать детей. 

Но ведь малыши просто познают мир и хотят узнать, как устроены другие люди. Не следует кричать на детей, нужно просто спокойно объяснить, что раздеваться донага перед другими людьми некрасиво. Здесь главное, чтобы малыш не подумал, что какие-либо части его тела постыдны. В противном случае ребенок может перенести настороженное отношение к телу на взаимоотношение с противоположным полом. Неизвестно во что оно может вылиться.

Пытайтесь сами включаться игру и в ее процессе обучить детей как себя вести в тех или других ситуациях.

Что считать нормой в детских играх, а что нет

Заключение

Детские игры призваны способствовать развитию детей и их социализации. Играя дети не только познают мир и примеряют на себя различные социальные роли. Они учатся взаимодействовать со сверстниками, правильно выходить из конфликтных ситуаций, наконец, в играх отражается внутреннее состояние ребенка. То, что малыш еще не умеет выразить словами,он  превращает в игру.

Вовлечение в игры взрослых, особенно в первые месяцы и годы необходимо. Только взрослый человек может научить ребенка «как нужно» и «как правильно», начиная с умения держать ложку и расчесываться, до преодоления внутреннего дискомфорта. Если, наблюдая за детьми, вы заметили, что они переходят какие-либо границы, не спешите резко прерывать игру  и ругать их. Постепенно объясните, что хорошо, а что плохо. При возможности включитесь в игру сами, чтобы продемонстрировать детям правильное поведение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детская психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector