Насколько нравственное воспитание детей имеет значение в современном обществе? Что родители и учителя могут дать детям в мире, где все больше безразличия и корысти? Есть ли смысл растить добрых и отзывчивых граждан?
На эти вопросы ответим в статье.
Что такое нравственность и почему она не всем знакома?
Для начала ответим на вопрос, что такое нравственность. Под нравственностью понимают умение различать правильные и неправильные намерения, поведение и поступки людей. Нравственность напрямую связана с моралью и этикой.
Эти понятия и особенности закладываются с раннего возраста и являются основой воспитания. Гармоничное развитие личности связывается напрямую с нравственными устоями в семье, моральными принципами родителей и близких людей.
Ребенок – наивное и доверчивое существо. Отсутствие жизненного опыта и негативных переживаний делают его уязвимым к беспринципным и жестоким отношениям и поступкам. Задача взрослых – правильно и доступно разъяснить малышу, что не все люди искренни и добры, не все поступки основаны на желании помочь и оказать содействие.
В доступной форме и без излишнего давления на психику следует просвещать малышей в нравственном отношении. Не нужно рассказывать страшных историй про злых дядей и тетей, нужно правильно расставлять приоритеты и останавливаться на понятии добра и зла.
Нравственное развитие
Нравственное развитие ребенка в какой-то степени начинается с рождения. Малыш чувствует мамино тепло и любовь (или наоборот, отторжение и нелюбовь), учится воспринимать мир и отношение.
Психологи подразделяют, что нравственное развитие ребенка связано с возрастными этапами:
- С рождения до года. Ребенок еще не в состоянии понять, какие различия существуют между добром и злом. Малыш воспринимает только то отношение, которое чувствует. Дети в этом возрасте еще не обладают осознанностью, но способны воспринимать мир по ощущениям. Младенческая чуткость позволяет распознавать добро и зло интуитивно.
- От 1 до 2 лет. Малыш учится познавать мир, но пока не знает, как это делать. На этом этапе важно не ругать ребенка за проступки, и предотвращать их. Боитесь, что стянет нож со стола – не оставляйте нож в пределах доступности.
Боитесь, что ошпарится – не наливайте слишком горячее в чашку или тарелку, отставляйте посуду с кипятком подальше. Не желаете, чтобы вещи из шкафа валялись по всей квартире – запирайте шкаф или завязывайте дверцы.
- От 2 до 4 лет дети нередко ударяются в крайности: становятся слишком добрыми или слишком агрессивными. Ребенок не чувствует грани, не осознает степени обиды или радости других людей, поэтому на этом этапе нравственное развитие должно быть полностью под контролем взрослых.
- От 4 до 5 лет. Малыши становятся управляемыми и лучше понимают, что такое добро и зло. В этом возрасте ребенка рекомендуют чаще хвалить и меньше ругать.
Если есть негатив, который требует разговора, следует его выстроить в доброжелательной и поучительной манере. Нельзя рубить с плеча и набрасываться на ребенка. Так можно нанести еще большую травму. Лучшим нравственным примером станет родительский.
В этом возрасте малыши часто копируют поведение взрослых, подражают манерам и стилю разговора. Следите за собой и будьте вежливы с окружающими, не позволяйте грубости и критики в присутствии ребенка.
- От 6 до 8 лет, когда дети становятся активными участниками социальной жизни. Приходит осознание, что другие люди могут чувствовать, обижаться, предъявлять претензии. В этом возрасте малышам следует знать, что есть общественные правила, которых нужно придерживаться.
- От 8 до 11 лет. Ребенок формирует свое мнение об обществе, людях, поступках. Формируется мнение о себе, назревают вопросы в области полового воспитания. В это время дети осознанно ставят себя в противовес взрослым. Крайне важно быть с детьми на связи и обсуждать интересующие темы.
- От 12 до 17 лет. Период переходного возраста полностью переворачивает детское понимание мира. Многие уроки дети получают самостоятельно, многие вопросы решают сами. Нравственность и безнравственность становятся под сомнение, максимализм во всем мешает видеть очевидное и адекватно воспринимать жизненные ситуации.
Подростковый возраст приносит проблемы с родителями, почти всегда есть возможность конфликта «отцов и детей». Поэтому с детьми в это время важно сохранить доверительные отношения и продолжать мягко воздействовать на их поведение.
- После 18 лет молодые люди уже имеют собственную систему жизненных взглядов и способны отстаивать имеющееся мнение относительно каких-то ситуаций и устоев. Недостаток жизненного опыта все же может негативно повлиять на формирование нравственности повзрослевшего подростка. Поэтому важно продолжать оставаться в контакте детьми и разговаривать о насущных проблемах.
Что такое нравственное воспитание?
Что же такое «Нравственное воспитание»? нравственное воспитание представляет собой определенную систему воздействия на человека, способную к формированию моральных качеств: ответственности, гуманности, культуры поведения.
Нравственное воспитание начинается в семье, продолжается в дошкольных и школьных учебных заведениях, а также при самостоятельном решении жизненных проблем и ситуаций.
Получая нравственное воспитание, человек сталкивается с такими понятиями, как патриотизм, порядочность, человечность, межличностные отношения.
Нравственное воспитание предполагает расстановку акцентов на сильных и положительных качествах личности, а не на негативе. Следует поощрять хорошие поступки, сострадательность и милосердие, правильно объясняя детям об отрицательных сторонах отдельных личностей.
Моральное поведение: что это?
Моральное поведение нередко отождествляют с нравственным. Здесь нет ошибки, так как мораль считается синонимом нравственности. Моральное поведение человека основано на патриотизме, толерантности и является добровольным.
Нельзя заставить кого-то быть добрым и терпимым. Поведение человека полностью зависит от его потребностей и желаний. Единственное, что может повлиять на моральное поведение, это общественное мнение. Но только в том случае, если для человека оно имеет какое-то значение. Если же нет, вряд ли кого-то можно заставить соблюдать нравственность и мораль.
Человек, поддерживающий моральное поведение, считает себя частью социума, поэтому соблюдает законы и порядки, в нем установленные. Мало того, он является приверженцем этих норм и учит их соблюдению своих детей.
Бунтари же, ставящие себя в противовес обществу, моральным поведением пренебрегают, ведут себя безнравственно и эгоистично.
Примеры моральных ценностей
Примеры моральных ценностей современного человека можно разделить на следующие группы:
- Семейные ценности. Необходимо прививать их с рождения, подготавливая детей к будущей роли родителей. Внимательное отношение и любовь к ребенку формируют правильное восприятие семьи и позитивно влияют на развитие гармоничной личности. Девочки как будущие матери и мальчики как будущие отцы должны воспитываться так, чтобы осознавать ответственность и правильно понимать родительские обязанности.
- Личная свобода. Имеется в виду свобода личности и независимость как одна из моральных ценностей неправильно под словом «свобода» понимать распущенность и вседозволенность. Здесь имеется в виду соблюдение личных границ и уважение себя и других людей как равноправных представителей социума.
- Совесть. Следует воспитывать у ребенка способность критически оценивать собственное поведение и мысли, контролировать желания и поступки.
- Милосердное отношение к окружающим. Подавайте ребенку пример, помогая старшим, вежливо разговаривая с людьми, проявляя сострадание.
- Собственное достоинство, честь, благородство.
Нравственное воспитание детей – важная составляющая общего воспитательного процесса. Без нее нельзя обойтись и ее нельзя упускать из вида. Самый главный пример – родительский. Будьте нравственны и порядочны, ваши дети будут брать пример с вас.
Используйте дополнительно литературные произведения, мультфильмы, которые учат добру и состраданию. Ребенок поймет, что значит сочувствовать и сострадать, осознает значение помощи другим людям.