Введение
Рано или поздно каждый родитель сталкивается с капризами собственного ребенка и его нежеланием идти в школу. Дети часто придумывают те или иные причины, по которым они не хотят идти в школу: болит живот или голова, температура или насморк. В чем кроется истинная причина этого – в лени или чем-то более значительном? В статье подробнее рассмотрим причины.
Дидаскалейнофобия или школофобия — что это такое? Миф или реальность?
Дидаскалейнофобия дословно расшифровывается как “страх школы”. Эта фобия может развиваться еще в начальной школе. Большинство родителей списывают нежелание ребенка посещать уроки на лень или капризную натуру.
Это в корне неверно. Если не обратить внимание и своевременно не принять меры, то в дальнейшем можно столкнуться с серьезной проблемой – отказом ребенка посещать уроки и даже с нервным срывом.
Первые признаки дидаскалейнофобии:
- ребенку трудно подружиться с одноклассниками, он чувствует себя в коллективе изгоем;
- нежелание идти в школу, капризы;
- ребенку сложно дается школьная программа: проблемы с вниманием, памятью. Он не может сосредоточиться на учебном процессе не только на уроках, но и дома.
Нельзя упускать из вида такие моменты. Родители должны реагировать на них особенно оперативно, так как детская психика еще очень пластичная и ее легко травмировать. Если момент упущен, то в будущем потребуется помощь психолога.
Симуляция или фобия? Как понять, что ребёнок действительно боится школы
Запомните, что фобия не возникает на пустом месте и отличить ее от симуляции довольно просто. Достаточно внимательного наблюдения за собственным ребенком. Если ребенок:
- всегда боялся разлуки с родителями, не отпускал маму даже в магазин, плакал в садике по утрам или вовсе не посещал детсад;
- боится не оправдать надежд матери или отца. Такое бывает в семьях со строгими и требовательными родителями или в неполных семьях, где ребенок получает недостаточно внимания, ласки и любви в силу занятости родителей или страха “избаловать”;
- имеет низкую самооценку. Такое происходит в семьях, где родители редко хвалят свое чадо или сами имеют заниженную самооценку, привыкли обесценивать все достижения ребенка или даже свои собственные;
- боится неизвестности. В семьях, где родители слишком тревожны, дети тоже не испытывают уверенности в завтрашнем дне. Им, как и родителям, свойственно бояться всего нового, они излишне эмоциональны и боятся перемен.
Узнали среди перечисленного своего ребенка? Если да, то он точно не симулирует, а не хочет идти в школу по вполне объективным причинам, требующим немедленного обсуждения и решения, пока они еще не переросли в фобию.
Поговорите с собственным ребенком, обсудите его страхи. Важно не давить на него, а спокойно выяснить причину нежелания посещать учебное заведение. Для примера можете привести истории из своей школьной жизни. Адаптируйте их к страхам ребенка. Например, расскажите, что в детстве его маму или отца тоже дразнили, но они не обращали внимания на задир и те отстали со временем. Для дошколят хорошим решением может стать художественная терапия или сказкотерапия, где у главного героя будут проблемы с одноклассниками или учителями, а какие именно пусть ребенок сам придумает и назовет.
Таким образом можно самостоятельно найти подход к малышу и выяснить проблему. Если же не получается, то лучше обратиться к детскому психологу, который имеет опыт работы с подобными проблемами.
Главное, не в коем случае не ругайте ребенка, не укоряйте его в нежелании делиться своими проблемами. Так он еще сильнее замкнется в себе и результат будет только обратный.
Возможные причины
Причины могут совершенно разными, по словам психологов, для формирования стойкой фобии необходимо неоднократное, а регулярно повторяющееся травматическое влияние. Среди основных причин развития фобии чаще всего встречаются такие:
- насмешки и тычки, дразнилки со стороны одноклассников. Обычно такие действия никак не пресекаются учителями, которые не считают нужным вмешиваться в детские “игры” и отношения между сверстниками;
- угрозы и запугивание со стороны старшеклассников;
- злые розыгрыши;
- большая умственная или физическая нагрузка, с которой ребенок пока не способен справиться, а попросить помощи в учебе или отказаться выполнять какие-то упражнения на уроках физкультуры стесняется или считает неприемлемым, так как стыдится своей слабости;
- психологическое давление со стороны учителей.
Страх быть не как все
Многие дети боятся быть не как все. В любом классе есть популярные девочки и мальчики. На кого принято равняться. Эти дети обладают лидерскими качествами. Если ребенок индивидуалист, то ему будет сложно подчиниться общепринятому мнению. Непросто влиться в новый коллектив и детям-интровертам. Все необычное порождает неприятие со стороны толпы. Поэтому часто такие дети, которые выделяются из толпы, становятся изгоями. Их не принимают потому что они не такие как все.
Если у ребенка есть какой-то дефект, например, он заикается или картавит, то страх быть не таким, как все, возрастает в разы. Именно индивидуальность порождает насмешки сверстников. Обсудите это с ребенком, объяснив ему, что индивидуальность – это особенность, его изюминка и быть “как все” не так уж и здорово.
Страх насмехательств
Буллинг – эмоциональное и физическое насилие. Едва ли такое отношение сверстников, а иногда и учителей станет стимулом для посещения школы. Скорее ребенок откажется ее посещать, так как ему нечего ждать от занятий ничего хорошего.
Постарайтесь мягко выяснить у сына или дочери наличие и причину буллинга. После чего вместе подумайте над ее устранением. Если причина неадекватна, например, ребенка дразнят за то, что у него хорошие отметки и он не хочет тайком от родителей курить с одноклассниками или отказался употреблять алкоголь на вечеринке, то научите ребенка как грамотно ответить на буллинг со стороны сверстников.
Боязнь громких звуков на переменах
Если ребенка пугает атмосфера в школе, он эмоционален и пугается громких звуков и большой толпы людей, подумайте о временном переходе на домашнее или удаленное обучение. В таком случае может пригодиться помощь опытного психолога.
Характерные проявления
Как определить, что у ребенка развивается фобия и его начинают преследовать приступы паники. Обратите внимание на симптомы:
- ребенок сильно потеет, появляется испарина;
- может начаться тахикардия или участиться сердцебиение;
- ребенок испытывает признаки удушья, хотя объективных причин для этого нет (он не астматик, не аллергик и т.п.);
- может начаться тремор;
- сын или дочь может жаловаться на ощущения сдавленности в грудной клетке или потемнение в глазах, слабость коленей;
- заметна бледность.
Если эти симптомы наблюдаются при приближении к школе, то стоит задуматься о том, что в учебном процессе или самом заведении вызывает такую панику у ребенка.
При сборах в школу по утрам ребенок может испытывать другие психосоматические признаки паники и фобии:
- боли в животе;
- рвота и общая слабость;
- головокружение, может подняться давление.
Все эти признаки должны насторожить родителей и мотивировать их на обращение к психологу.
Что делать родителям?
Итак, у ребенка есть травматический опыт в школе и родителям стало об этом известно. Важно определиться с дальнейшими действиями.
- Посещение психолога для выяснения того насколько травматичным был полученный опыт.
- Если столкнулись с буллингом, то необходима работа социального педагога или школьного психолога с коллективом;
- При получении ребенком травм или побоев от старшеклассников необходимо заявление в полицию, что пресечет дальнейшие преступные действия в отношении других потенциальных жертв;
- Занятия в группах, где детей обучают навыкам когнитивного общения, развивают их стрессоустойчивость и помогают справляться с тревожностью;
- Арт-терапия.
Можно ли вылечить боязнь ходить в школу
При наличии грамотно подобранной терапии, возможно устранение причин, которые вызывают стресс и нежелание посещать учебное заведение. Решая вопрос с приемом медикаментов, следует учесть, что детская психика еще только формируется, а потому высок риск нанесения непоправимого вреда. Поэтому таблетки выписывают в исключительных случаях. Обычно ограничиваясь терапией с психологом или занятиями в группах.
Советы психолога
- Никогда не ругайте ребенка за лень или нежелание посещать уроки, не взращивайте в нем чувство вины.
- Мягко поговорите с ребенком, стараясь выяснить причину его страха перед школой. Предложите свою помощь.
- Вызывайте у ребенка доверие. Проводите с ним как можно больше времени, вместе отдыхайте. Будьте ему другом.
- Расскажите о своих школьных годах. Приводите положительные примеры. Можете вместе поиграть в игру “Плюсы и минусы” школы.
- Старайтесь провожать и встречать своего ребенка с уроков. Это даст ему чувство защищенности и уверенности, что его никто не сможет обидеть.
- Плохая успеваемость часто пугает ребенка. Объясните ему, что не перестанете его любить из-за двоек. Никогда не наказывайте ребенка за плохие отметки. Объясните ему, что попросить помощи в обучении – не стыдно, а наоборот приветствуется.
Советы родителям
- Хвалите ребенка чаще.
- Не втягивайте его в семейные неурядицы.
- Позвольте ребенку свободно выражать свои эмоции.
- Помогите ему адаптироваться в новом коллективе. Если ребенок не ходил в детский сад, то постепенно рассказывайте ему о школе, приучайте к школьным будням. Если у Вас есть старший ребенок-школьник или другие знакомые дети школьного возраста, можете встречать их из школы, выслушать их впечатления от уроков. Можно записать ребенка в подготовительный класс, это тоже помогает адаптироваться.
- Говорите ребенку, что Вы его любите. Не за оценки, а просто так.
Заключение
Страх школы – это один из распространенных страхов детей. Важно своевременно оценить ситуацию и помочь ребенку справиться с тем, что его пугает. Не стоит ругать сына или дочку за лень. Лучше ненавязчиво выяснить, в чем причина нежелания посещать занятия. Предложить помощь в выполнении домашнего задания, стать для ребенка другом, которому можно доверить все, что угодно.
Разобраться в проблеме поможет и детский психолог. Если же имеет место физическое насилие, то не стесняйтесь обращаться в полицию, для выяснения виновных и привлечения их к ответственности.