Кто из нас не мечтает о том, что его дети станут лучше, успешнее, чем их родители? И Первым достижением и показателем способностей ребенка считают его успехи в школе. Но пятерки дети получают не всегда.
Почему “хромает” успеваемость и что с этим делать родителям — тема данной статьи.
Для чего детям нужны хорошие оценки
Психологи уверены, что ребенок, который получил случайную двойку, понимает что уровень его знаний хуже других одноклассников. Следовательно, у него появляется желание улучшить ситуацию. Это является главной причиной. Почему первоклассникам ставят оценки по балльной системе не за приобретенные знания, а за правильную каллиграфию и аккуратность при ведении тетрадей.
Чем ребенок взрослее, тем больше предметов в школе и тем значимее для него полученные оценки. Он радуется первым победам и расстраивается, если не смог оправдать ожидания педагогов и родителей. У него формируется собственная система оценок, благодаря которой строится его отношение в школе, принятие или отторжение процесса образования в целом.
Как относиться к плохим оценкам родителям
Тем родителям, кто слишком переживает из-за успеваемости ребенка, полезно знать, что:
- хорошая оценка не является критерием способностей — нередко плохая успеваемость — результат лени или халатности;
- пятерка — не гарант того, что взрослая жизнь маленького человека станет успешной;
- хорошие оценки не говорят о других сторонах развития ребенка, не выявляют степень его ответственности за свои действия, его социальные и поведенческие реакции.
Проблема школьной неуспеваемости глазами педагогов и родителей
С педагогической точки зрения школьные оценки — это всего лишь критерий того, как дети справляются с заданиями, усваивают материал, вырабатывают определенные навыки и умения.
Проблема плохих оценок была всегда. Учителя отмечают, что одни дети имеют низкие способности восприятия материала, другие — слабо подготовлены психологически, третьи — просто не имеют интереса к обучающему процессу, а четвертые — зациклены на трудностях в семье.
Получается, что проблема двоек имеет комплексную природу. Следовательно — решать ее нужно сообща — детям, родителям, педагогам.
Читайте еще: Как вернуть школьный режим после каникул
Почему ребенок начал приносить из школы двойки — ищем причину
Как показывает практика, в любом классе есть дети, которым все дается легко и те, кто закрепил за собой статус неуспевающего. Такая ситуация объяснима — способности у всех разные, кто-то лучше сосредоточен, быстрее схватывает информацию. По мнению самих учителей низкой успеваемостью страдает 15% школьников.
Существует и вторая проблема — в целом успешный ребенок вдруг стал плохо учится. Почему так случилось — рассмотрим основные причины неуспеваемости школьников.
Эмоции
В дошкольном и младшем школьном возрасте дети намного эмоциональнее взрослых. Им важно одобрение родителей и похвалы. Если этого нет, мотивация сделать что-то хорошее пропадает.
Теряется интерес получать высокие оценки, если нет положительной реакции со стороны близких. Ведь маленьким детям еще не понятна польза учебного процесса и важность образования.
Семья
Нередко проблемы низкой успеваемости связаны со сложностями в семье школьника. Плохие оценки — реакция ребенка на сложившуюся ситуацию. Своим поведением он старается переключить внимание родителей на себя или пытается их таким способом наказать.
Непонимание взрослых порождает детские обиды. Многие малыши переживают развод родителей довольно сложно, отказываются принимать ситуацию.
Нередко проблемы в отношениях детей и родителей возникают там, где казалось бы, царит мир и покой. Желание сына или дочери сделать назло возникает как рычаг воздействия на взрослых с целью получить желаемое.
Как реагировать? Не ругать и не уговаривать исправиться. Самое правильное — занять нейтральную позицию. Как только ребенок поймет, что манипуляция не работает, он вернется к привычному поведению. Успеваемость улучшится.
Увлечения и хобби
Что касается учащихся младших классов, то их увлечения редко мешают учебе. Уроков немного, времени на домашние задания уходит мало.
Другие дело — средние и старшие классы. Школьные мероприятия, домашние обязанности почти не оставляют возможность заняться тем, что действительно интересно. Приходится чем то жертвовать и вполне естественно, что ребенок выбирает хобби.
Помогите ему правильно спланировать режим дня — и проблема решится.
Друзья и окружение
Так сложилось в школьной среде, что двоечником быть круче, чем отличником. Вспомните свои годы учебы — наверняка авторитетом среди друзей и вниманием девочек в классе пользовались именно они — хулиганы и отстающие.
Причина этому — детская психология. Запретное и отрицательное всегда привлекает. А какой самый доступный вариант стать популярным антигероем? Правильно — стать двоечником.
Выход из сложившейся ситуации один — убедите ребенка, что лидерские качества совсем другие, что настоящий мужчина должен быть умным, смелым, спортивным.
Читайте еще: Неуспеваемость: как помочь ребенку преодолеть неудачи в учебе
Педагоги
Слабая квалификация педагога, неумение сделать урок интересным — частая причина, по которой школьники теряют интерес к обучающему процессу. Особенно это утверждение актуально для учащихся средних классов.
Научно доказано, что отсутствие авторитета учителя в глазах детей снижает мотивацию к учебе. Интерес к знаниям исчезает, школьник не в состоянии настроиться на обучение, восприятие нового материала происходит поверхностно.
Поскольку сменить педагога в конкретно взятой школе довольно сложно, потребуется помощь родителей. Пойдите на маленькую хитрость. Намеренно в глазах ребенка хвалите педагога, найдите в нем хорошие качества, акцентируется на них внимание ребенка.
Совет! Для школьников младших классов психологи в такой ситуации рекомендуют применять тактику сравнения с тем, кого любит ребенок. Например, герой из любимого фильма. Найдите общие черты характера с учителем, убедите в сходствах учителя с кумиром.
О чем еще может говорить отставание в учебе?
Иногда успеваемость ребенка снижается по иным мотивам. Например:
- стеснительность;
- темперамент;
- нагрузка кажется малышу слишком высокой;
- отсутствие контакта с учителем;
- уровень подготовки превосходит объем программы средней школы — таким детям часто бывает просто скучно учиться, ведь они все это уже знают.
Как исправить ситуацию
Метод кнута и пряника как способ детского воспитания давно показал свою несостоятельность. Так же, как и финансовая мотивация. Конечно, на определенном этапе это работает — за обещанный смартфон ребенок будет носить пятерки. До какого-то момента это одинаково удобно и детям и родителям. В итоге запросы вашего чада будут расти, а отдача — напротив.
Хотите действительно помочь, прислушайтесь к рекомендациям психологов:
- хвалите сына или дочь за любые успехи;
- не акцентируйте внимание на неудачах;
- создайте благоприятные условия для учебы — упростите процесс, если это необходимо, оборудуйте уютный уголок, купите нужные книги и учебники;
- делитесь своими знаниями — так ребенок лучше усвоит трудный материал;
- никогда не сравнивайте его с более успешными детьми;
- контролируйте, чтобы школьник соблюдал распорядок дня — это дисциплинирует, помогает правильно распределить силы.
Категорически не рекомендуется:
- наказывать, ругать и тем более, бить за двойки;
- кричать, если ребенок что-то не понял;
- негативно отзываться о школе, одноклассниках или педагогах.
Как помочь ребенку улучшить успеваемость
Практические рекомендации, которые помогут поправить ситуацию с оценками:
- прежде, чем садиться за уроки, прикиньте, какие здания самые трудные — начинайте с них, а легкие оставьте на конец;
- заранее решите, во сколько начнете заниматься и не отступайте от намеченного графика;
- если урок задан не на следующий день, не откладывайте его выполнение. Когда информация свежая, лучше результат;
- проследите, чтобы за уроками ничто не отвлекало ребенка от выполнения домашнего задания;
- делайте перерывы — не реже, чем раз в 1,5 часа;
- готовьте портфель с вечера — это дисциплинирует и экономит время утром;
- не опаздывайте в школу, выходите с запасом;
- дозируйте нагрузку — если видите, что сын или дочь устает, попросите педагога не привлекать его к внешкольным мероприятиям;
- приучите ребенка — если что-то не ясно, лучше сразу спросить у учителя. В этом нет ничего плохого;
- после выполнения каждого задания вставайте и делайте с ребенком пятиминутную зарядку. Она улучшит кровообращение, насытит мозг кислородом, повысит активность;
- если задание слишком трудное, разбейте его на несколько частей и выполняйте поэтапно.
Что следует поощрять, а что пресекать при плохой успеваемости
Если вы заметили, что плохие оценки становятся нормой, выработайте тактику поведения. Используйте рычаги воздействия на ребенка, поощряйте следующие действия:
- попытки исправить ситуацию, даже если пока они не дали результата;
- стремление школьника наладить контакт с одноклассниками и педагогами;
- отсутствие прогулов и опозданий;
- усидчивость и терпение ребенка — рано или поздно оценки станут лучше. Главное — интерес к процессу и желание получать новые знания.
Пресекайте следующие ситуации, не давайте им стать системой в поведении школьника:
- попытки обмануть родителей или учителя;
- конфликты с одноклассниками;
- отказ идти в школу, прогулы;
- нарушение школьной дисциплины;
- уклонение от выполнения домашнего задания;
- стремление справиться с уроками как можно скорее;
- попытки манипуляции — когда задания выполняются в обмен на что-то материальное.
Читайте еще: Синдром отличника: как его распознать и стоит ли с ним бороться?
Стоит ли помогать с домашней работой и можно ли делать домашку за ребенка?
Мнения психологов на этот счет расходятся. С одной стороны — родительское участие в выполнении домашних заданий имеет ряд плюсов:
- у младших школьников формируется правильный подход к обучающему процессу;
- хорошие оценки мотивируют ребенка на дальнейшие успехи;
- школьником доволен учитель, родители гордятся — сын или дочь чувствует себя уверенно.
Есть и недостатки совместного выполнения заданий:
- дети снимают с себя ответственность за результат — ведь рядом старший;
- интерес к учебе постепенно будет снижаться, возникает привычка действовать шаблонно.
Если решили помогать, действуйте грамотно:
- главное правило — учитывайте характер и особенности ребенка. Дети все разные, их способности также. Не требуйте от него невозможного, как бы вам этого не хотелось;
- помощь должна быть ненавязчивой — стоять за спиной, а тем более, самостоятельно решать трудную задачу, уж точно не стоит;
- если школьнику что-то непонятно, не давайте сразу верный ответ. Навязчивыми вопросами подтолкните его к правильному решению;
- не мешайте ребенку совершать ошибки — в них рождается истина.
Заключение
Сложности с учебой возникают даже у благополучного и успешного ребенка. Первым, кто приходит на помощь — родители.
Не ругайте школьника, не концентрируйтесь на двойках. Сначала разберитесь в случившемся, выясните причину низкой успеваемости и вместе ищите выход. Вашему сыну или дочери важно понимать, что вы любите не за пятерки, а за то, что они у вас есть. Хорошие или плохие — не важно.