Синдром отличника: как его распознать и стоит ли с ним бороться?

Синдром отличника: как его распознать и стоит ли с ним бороться?

Все чаще среди причин, негативно влияющих на жизнь современного человека, психологи называют «синдром отличника». Формируясь в детстве, он способен изменить восприятие человеком самого себя до такой степени, что во взрослой жизни ему придется решать сложные психологические проблемы. Он всегда будет стремиться к идеалу и болезненно переживать даже мелкие неудачи, случающиеся с ним. Ребёнок с комплексом отличника рискует вырасти личностью с заниженной самооценкой и будет непременно стараться довести дело до идеала, даже если сам будет от этого страдать.

С одной стороны, разве плохо, что человек пытается сделать работу идеально? Конечно, хорошо! Но это только в том случае, когда сам испытывает удовольствие от дела, готов исправить недочеты и будет удовлетворен конечным результатом. А если изо всех сил старается сделать идеально, но незначительное замечание выбивает его из колеи и вынуждает болезненно переживать ошибку? Увы, это уже отклонение от нормы, и здесь стоит искать синдром отличника.

Почему формируется комплекс отличника?

Комплекс отличника формируется по разным причинам, но главная – взаимоотношения в семье и отношение родителей к ребенку. Давно доказано, что взрослые, предъявляющие завышенные требования к себе, будут требовать большего от других, в том числе от ребенка.

Почему формируется комплекс отличника?

Если малыша мало хвалят и часто ругают, ставят перед ним сложные задачи в отношении учебы и дополнительного образования, он пытается соответствовать родительским ожиданиям и стремится заслужить похвалу. Постепенно вырабатывается привычка критически относиться к себе и своим успехам, мнение, что у других получается лучше, а мысленно ребенок постоянно моделирует возможное поведение матери или отца в отношении сложившейся ситуации. Неудивительно, что человек, страдающий синдромом отличника, продумывает возможные варианты оправдания в случае возникновения к нему вопросов (хотя их может и не возникнуть, но он внутренне к ним готов).

Выполняя какое-либо задание, ребёнок будет постоянно думать о том, как воспримут это родители, похвалят или поругают дома, в результате старается делать работу в соответствии с ожиданиями взрослых. Нужно отметить, что иногда не обязательно прямо говорить ребенку, что он плохо учится, занимается в секции, неопрятно выглядит, — достаточно невольного проявления эмоции (усмешка, критический взгляд, поднятие бровей), чтобы ребенок ощутил на внутреннем уровне настроение взрослых. У детей хорошо развита интуиция, поэтому они умеют подсознательно подстраиваться под ситуацию, автоматически меняя свое поведение.

Комплекс отличницы: признаки и последствия

Психологические исследования показывают, что девочки чаще стремятся к идеалу, чем мальчики, поэтому среди них выше процент распространения такого синдрома, как «комплекс отличницы». Проблема вырабатывается в семьях, где не принята безусловная любовь: хвалят только по случаю, а журят – для порядка. Частое сравнение с другими девочками: «Посмотри, как Лена учится хорошо, а ты?»; «Вот Таня спортом занимается, и осанка у нее ровная, а ты ничем не занимаешься, вот и ходишь сгорбленная!»; «У других дети, как дети, а ты…», — не дает расслабиться и принимать себя такой, какая есть.

Девочка смотрит на себя глазами взрослых, стремится к совершенству, чтобы ее перестали сравнивать с другими, отметили и похвалили за усилия, и даже стали гордиться. Кстати, во взрослой жизни такие дамы поддерживают эти качества и стремятся сделать безупречной любую сферу деятельности, личной и семейной жизни. «Отличница» желает быть самой лучшей дочерью, женой, мамой, а если что-то идет не так – испытывает сильное душевное потрясение. Часто в сложных психологических ситуациях взрослые женщины вспоминают детские обиды и ощущения, которые лежат в корне этого комплекса.

Когда детские усилия взрослыми воспринимаются с насмешкой, то они замыкаются в себе и начинают делать все, чтобы стать лучше. Одни худеют, изнуряют себя тренировками и доводят до анорексии, другие днями и ночами занимаются «зубрежкой», не оставляя времени на сон, прогулки и дружбу, третьи болезненно стремятся к идеальной чистоте, порядку и опрятности, чтобы про них не сказали «неряха».

Комплекс отличницы: признаки и последствия
«Отличница» желает быть самой лучшей дочерью, женой, мамой, а если что-то идет не так – испытывает сильное душевное потрясение

Все дело в том, что синдром отличника заставляет человека делать все на «пять»: учиться, выглядеть, совершать поступки. А если не получается – наступает разочарование, и прежде всего – в себе. В результате цепочки определенных событий такие дети остаются в одиночестве, теряют друзей, ведь дружить тоже надо на «пять», иначе человеку с комплексом отличника нельзя! И вот, стараясь быть хорошим другом, мальчик или девочка забывают о своих интересах, а другие дети этим пользуются, и снова наступает разочарование. В погоне за идеальным «я» ребенок теряет способность радоваться, так как обеспокоен только тем, чтобы делать, что ожидают, и быть хорошим. Ребенок глубоко переживает в душе эти ситуации, но не может их обсудить, ведь он «отличник» и должен справиться со всем самостоятельно! Его неустойчивая психика может не выдержать такого внешнего и внутреннего напора, произойдет срыв и тогда недалеко до депрессии. Важно вовремя понять признаки развития синдрома отличника и не допустить его развития.

Как стать хорошистом и не заполучить комплекс отличника на всю жизнь?

Если ребенок стремится к идеалу во всем, сильно переживает даже из-за мелких неудач, замыкается, не слушает уговоров и старается любыми способами изменить все к лучшему – причина задуматься. Постарайтесь рассказать маленькому человеку, как стать хорошистом и не «убиваться» из-за мелочей. Конечно, речь не идет о том, чтобы отбить у ребенка стремление быть лучшим. Речь идет как раз о том, как научить его воспринимать победы и поражения адекватно и рассудительно, а также дать себе возможность ошибаться. Попробуем разобраться, как помочь ребенку стать хорошистом и не горевать по этому поводу.

Для начала усвойте, что ребенок — это не вы, и не должен соответствовать вашим шаблонам. Ребенок – личность со своим мнением, желанием и возможностями. Не все дети одинаково могут учиться на «пять», петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, приносить домой призовые кубки со спортивных соревнований. Поэтому не сравнивайте его с другими детьми и не ставьте чужие достижения в пример. Возможно, ваш ребенок имеет уникальные способности, а в погоне за чужими идеалами вы не успеете их увидеть и раскрыть.

Родители, безусловно, могут помочь ребенку сделать выбор, направив его в нужном направлении. Например, если малыш напевает себе под нос – обратите внимание на этот факт и предложите сходить на прослушивание в студию вокала. Если не может усидеть при звуках музыки – сводите на танцевальные пробы. Мальчик увлекается конструкторами – отдайте в студию моделирования, а если с удовольствием залезает на табуретку и декламирует стихи – запишите чадо в театральный кружок!

В любом случае, предложение будет исходить от вас, но выбор оставьте детям. Позвольте ребенку выбрать то, что близко и не озвучивайте своих ожиданий. Пусть он сам обозначит планку, к которой будет стремиться, а ваша задача – верить в его силы, поддерживать и, главное, — говорить об этом.

Старайтесь не допускать расстройства из-за неудачи, если будете поощрять слезы и бурно обсуждать промахи, это может войти в привычку, и «нытье», во-первых, будет постоянным спутником ошибок, а во-вторых, приведет к развитию синдрома отличника или выработке низкой самооценки. Лучше постарайтесь перевести неудачу в шутку, посмейтесь вместе с ребенком, а после обсудите варианты исправления ситуации.

Важное правило: успех в жизни не зависит от оценок в школе
В результате цепочки определенных событий такие дети остаются в одиночестве, теряют друзей, ведь дружить тоже надо на «пять», иначе человеку с комплексом отличника нельзя!

Важное правило: успех в жизни не зависит от оценок в школе

Перестаньте ругать малыша за оценки. Усвойте, что успех в жизни не зависит от оценок в школе. Да, конечно, есть дети, которые учатся на «отлично» по всем предметам, успешно участвуют в олимпиадах и конференциях. Но, во-первых, таких немного, а во-вторых, зачастую достижения даются слишком дорого. Слабое здоровье, нервное перенапряжение, отсутствие аппетита, перебои со сном, отсутствие друзей и единомышленников – далеко не полный перечень проблем, сопровождающих школьный успех. В конце концов, история знает множество случаев, когда люди, слабо учившиеся в школе, становились успешными бизнесменами, деятелями науки и культуры.

Мы ни в коем случае не призываем перестать обращать внимание на оценки ребенка и успеваемость, мы лишь хотим подчеркнуть, что успех далеко не всегда связан со школьными оценками. Наш совет прост: разговаривайте с ребенком, объясняйте ему, для чего нужно получать знания, какие привилегии дает хорошее образование. Ведь, когда он будет понимать, для чего нужна учеба, уже не придется заставлять учить уроки. Ученик с удовольствием будет уделять время основному и дополнительному обучению, причем, станет делать это осознанно. И в итоге сам поставит планку, к которой начнет стремиться.

Станьте другом своему ребенку, снизьте планку требований к себе и не требуйте от малыша непосильного. Позвольте ему выбирать, доверяйте ребенку и уважайте его выбор. Хвалите детей просто так и не усердствуйте в наказаниях. Только в таком случае мальчики и девочки будут развиваться гармоничными личностями, и синдром отличника не станет помехой во взрослой жизни!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: