Процесс воспитания ребенка до года не сводится только к соблюдению режима питания и гигиены. За двенадцать месяцев ребенок адаптируется к незнакомому окружающему миру, приобретает опыт, развивается физически. На подсознательном уровне формируется характер и личностные качества. Правильный подход к воспитанию в первые четыре триместра определяет дальнейшее развитие малыша, закладывает основы успеха во взрослой жизни.
Первый триместр
Это период от рождения малыша до трехмесячного возраста. Какие задачи стоят перед родителями в это непростое время:
- Привить положительные и предупредить появление нежелательных привычек.
- Помочь ребенку сформировать картину окружающего мира через сенсорное восприятие.
- Заложить навыки контакта с окружающими людьми.
- Разработать распорядок дня – режим питания, физическое воспитание. Выработать к нему привычку. Это залог стабильной прибавки в весе без нежелательных отклонений в ту или иную сторону.
По завершении первого триместра у малыша должны закрепиться следующие навыки:
- Во время прогулки малыш засыпает без пустышки и укачивания.
- Может уверенно держать головку.
- Проводить некоторое время в компании с самим собой.
- Выражать недовольство, если возникла необходимость сменить подгузник.
- Реагирует на световые и звуковые раздражители.
- Ребенок умеет складывать ручки на животике и сжимает ладошку, если положить в нее игрушку.
Гигиеническим процедурам в этот период уделяется повышенное внимание. Именно с них и доброй улыбки мамы начинается день. Ребенку очищают ручки и лицо, меняют подгузник, проводят тщательное подмывание. Остатки могут вызвать раздражение кожи. Это одна из причин беспокойного поведения малыша. По этой причине подгузники меняют примерно через три часа. Если процедуры проводятся регулярно, у малыша в короткое время сформируется привычка к чистоте. Нежную кожу ребенка необходимо обрабатывать присыпкой, детским кремом или лосьоном.
Чтобы малыш привыкал держать голову, время от времени следует поворачивать его на животик, невзирая на недовольство со стороны малыша. Мало-помалу ребенок привыкнет. Мышцы шеи окрепнут и ребенок сам будет охотно принимать эту позу, разглядывать мир под другим углом.
Чтобы развить у ребенка разговорные навыки, надо чаще беседовать с малышом, петь детские песенки, читать веселые короткие стишки. Комментируйте свои действия в процессе смены белья и подгузника, рассказывайте, где у игрушечных человечков или зверьков глаза, уши, руки или лапы. Во время таких бесед сохраняйте хорошее настроение. Это помогает закладывать навыки правильного общения.
Подведем итоги.
Каких правил следует придерживаться при воспитании ребенка в период первого триместра:
- Разговаривайте с малышом как можно чаще. Беседы можно сопровождать музыкальным оформлением.
- Для развития органов чувств, тактильных ощущений, выбирайте соответствующие игрушки. О них мы поговорим ниже.
- С полуторамесячного возраста ежедневно практикуйте позу на животик, массаж и зарядку. Это укрепит мышцы шеи, усилит кровообращение по всему организму малыша.
- Ребенок должен спать в своей кроватке. Наблюдайте за малышом, когда он проводит время один на один с собой. Пресекайте попытки сосать пальчики.
Какие должны быть игрушки в возрасте от 0 до 3-х месяцев
Детские педагоги-психологи советуют отдать предпочтение игрушкам, которые помогут развить координацию движения, активизировать зрение и слух.
К ним относятся:
- Игрушки со звуковым эффектом – погремушки с различными шумовыми характеристиками, размерами и формой. Если ребенок будет слышать звук со стороны, то одного, то другого уха, он начнет менять положение головы, чтобы рассмотреть источник звука.
- Выбирайте яркие игрушки из материалов разной текстуры. В начале их демонстрируют ребенку, дают возможность прикоснуться, чтобы испытать тактильные ощущения – прикосновение и давление. После этого вкладывают в ладошку. Спустя некоторое время ребенок начнет проявлять интерес к игрушкам, хватать и какое-то время удерживать в ручке.
- Мобиль, дуга. Его крепят на кроватку, кресло, коляску, при помощи прищепки или закручивающегося механизма. В первом случае расстояние до глаз ребенка должны быть порядка 20 см. При покупке убедитесь, что мобиль выполнен из сертифицированных материалов, которые не нанесут вред здоровью ребенка. В продаже есть музыкальные мобили.
- Браслеты с миниатюрными колокольчиками на запястье малыша. Их надевают то на одну, то на другую ручку.
- Картинки с изображением предметов, лица человека. В возрасте от полутора до трех месяцев ребенок с удовольствием их рассматривает. При этом мама может заняться своими делами.
Второй триместр
Продолжается с третьего по шестой месяц первого года жизни малыша. Это период, когда малыш познает мир с помощью всех органов чувств – слуха, зрения, осязания. В этот временной интервал закладываются навыки речи. Малыш начинает говорить раньше, если будет регулярно слушать различные музыкальные произведения. Подойдет классика и современные жанры. Звуки побуждают ребенка к произношению звуков. Он начинает активно лепетать и гулить. Непременно следует добавить звуки природы – щебетание птиц, шелест листвы, шум падающей воды и городских улиц. В такие моменты малыш познает мир.
- Второй триместр – это начальная стадия развития умственных способностей, интеллектуальных навыков, У малыша развивается воображение. Родителям следует чаще общаться с малышом. Это можно делать через увлекательные игры. Во время прогулок и в домашней обстановке малыш должен видеть и прикасаться к окружающим предметам, слышать звуки.
- Развивающие занятия проводят во время бодрствования малыша. Он должен быть в хорошем настроении. Если ребенка что-то беспокоит – голод, боль, желание поспать, вряд ли занятия пойдут на пользу. В процессе приобретения знаний малыш должен испытывать удовольствие.
- Во втором триместре кроха начинает проявлять внимание к своему телу, постепенно познавать его. Помогите ему в этом деле. Называйте части тела к которым он прикасается.
- Во втором триместре идет закладка основ нравственного воспитания. У ребенка зарождается чувство прекрасного. Однако все это возможно лишь через общение с матерью, отцом, другими членами семейства. Чувство любви к ребенку – фундамент всестороннего развития малыша.
- С третьего по шестой месяц следует разнообразить физические нагрузки и массажные приемы. Это подготовка ребенка к первой стадии передвижения – ползанию. Однако, прежде чем вводить любые новшества, следует посоветоваться с педиатром. Врач порекомендует оптимальный комплекс именно для вашего ребенка.
Какие должны быть игрушки в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев
- Прорезыватели. Это отдельный вид игрушек, которые облегчают процесс появления первых зубок. Боль, набухшие десны и зуд, которые сопровождают прорезывание зубов, притупляются. Как правило, дети интуитивно это чувствуют и охотно кусают такие предметы.
- Мячики. Размер игрушек должен быть удобен для захватывания ручкой малыша. Ребенок играет мячиком в кроватке или коляске.
- Кубики с картинками. Следует отдать предпочтение мягким игрушкам, чтобы малыш случайно не нанес себе травму. Дети в этом возрасте обращают внимание на картинки, любят их рассматривать.
- Зверюшки из мягких материалов. Они могут быть изготовлены из резины или текстиля. С их помощью можно объяснить какие звуки издают собаки или кошки. Спустя некоторое время малыш будет показывать пальчиком на собачку и произносить – «гав-гав».
- Пальчиковые игрушки. С их помощью можно организовывать занимательное представление. Сопровождайте спектакль объяснениями, музыкой. Игрушки можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине.
Третий триместр
Это период от полугода до девяти месяцев. Малыш становится самым настоящим непоседой. Именно в этом возрасте у детей просыпается любознательность. Ребенок постоянно находится в движении. В это время физическому воспитанию следует уделять больше внимания. Ведь малыши уже активно ползают, делают попытки садиться, вставать.
С полугодовалого возраста ребенок должен получить свободу перемещения по квартире или дому. Прежде чем ребенок начнет исследовать незнакомое пространство, проведите ревизию детской, других помещений, где может оказаться ребенок. На полу не должно быть мелких и острых предметов, проводов, бытовой техники.
Дети получают удовольствие, когда им удается забраться в шкаф, изучить все что в нем находится. Не следует оказывать малышу в удовольствии. Уберите предметы, представляющие какую-либо опасность. Нижние полки и ниши заполните игрушками и предметами, которые подойдут для игры.
В третьем триместре под руководством доктора-педиатра следует продолжать разучивать новые движения. Стоит ли использовать ходунки, чтобы ребенок научился ходить, решать придется самостоятельно. Прислушайтесь к рекомендациям педиатра. Споры по поводу этого приспособления не утихают с момента появления ходунков на рынке детских товаров. Есть мнение, что они создают избыточную нагрузку на позвоночник ребенка.
С шестимесячного возраста следует постепенно приучать малыша к горшку. Делайте это утром, когда ребенок проснулся, после кормления, перед тем, как отправиться на прогулку, Постепенно ребенок поймет, зачем его заставляют это делать.
Семь месяцев – возраст, когда малышу следует прививать привычку мыть руки перед едой. Со временем он с удовольствием будет подставлять ладошки под кран из которого течет вода. Использование нагрудника во время кормления, мытье рук, смена грязной одежды, вырабатывают привычку к чистоте. Все эти действия сопровождайте доступными для ребенка объяснениями.
У ребенка продолжают «резаться» зубки. В этот период можно купить малышу зубную щетку. Он должен с помощью мамы научиться ухаживать за своими зубами. Следите, чтобы ребенку не было больно. Неприятные впечатления от первой чистки зубов могут остаться на всю жизнь. Постарайтесь превратить процесс ухода за зубами в увлекательное занятие.
Через игру малыш знакомится с окружающим миром. Научите ребенка как делать «ладушки». Пусть маленький человек наблюдает за движением игрушек – вращением юлы, колесиков у машины,
Чаще просите ребенка показать, где у него находится рот, нос, губы, лоб. Чтобы ускорить процесс узнавания, используйте куклу,
Занятия по физическому и умственному развитию следует проводить ежедневно. Чтобы предотвратить нежелательные действия со стороны ребенка, научите его понимать слова – «нельзя, плохо, нет». Если во время игры ребенок дерется или ломает игрушки, возьмите его за ручку и несколько раз повторите слово «нельзя». Постепенно малыш научится реагировать на слова запрета.
В третьем триместре некоторые дети начинают произносить короткие слова. Чтобы сформировать речевые навыки, надо как можно чаще разговаривать с ребенком. Делать это надо в доброжелательной форме. Произносите слова правильно, без искажений.
Какие должны быть у ребенка игрушки в возрасте от 6 до 9-ти месяцев
В этом возрасте у ребенка должны появиться новые игрушки:
- Музыкальные центры и игрушки. Они помогут развить у малыша слух,
- Ориентироваться в пространстве. Некоторые игрушки издают звуки, имитируя животных. Если показать ребенку как игрушка работает, он будет проводить с ней немало времени.
- Игровые центры. Дают возможность развить мелкую моторику, речь, интерес к окружающему миру. Например, центр «Полосатые сафари» быстро поднимет настроение вашему малышу.
- Сиденье обшито мягкой тканью и устроено таким образом, что ребенок может достать все игрушки, поворачиваясь на 360°. Есть музыкальное оформление, регулятор громкости и высоты сидения.
- Полугодовалые дети любят возиться с посудой. Купите ребенку набор детской посуды или поделитесь с ним безопасными кухонными принадлежностями – формочками из силикона, ложками и мисками из пластика.,
Четвертый триместр
Это период всестороннего развития малыша. Ему доставляет удовольствие общение со взрослыми. Попытки делать первые шаги самостоятельно завершаются успехом. Чтобы помочь ребенку встать на ноги, держите его за обе ручки, спустя некоторое время – за одну. Постепенно наступит момент, когда малыш некоторое время будет самостоятельно удерживаться на ножках. Сначала это несколько секунд, С каждым днем вы будете наблюдать все новые рекорды.
Не запрещайте ребенку вставать на ножки там, где ему комфортно. Он может вас неправильно понять, и воспримет это как полный запрет к такому способу передвижения.
На этом этапе следует уделить внимание умственному развитию. Ребенок должен научиться пользоваться некоторыми предметами. Покажите ему как брать специальную кружку или бутылочку с молочной смесью и пить из них. Объясните как обращаться с игрушками.
Продолжайте использовать игрушки, которые надевают на пальцы. Это один из способов развития речи, памяти, создания ярких образов в мыслях ребенка.
В четвертом триместре малыш должен различать предметы по форме и размерам. Чтобы развить этот навык, смешайте кубики и мячики между собой. Затем вместе с ребенком отделите круглые предметы от других фигур, в нашем случае –
кубиков. Таким же образом прививают навык различать предметы по размерам и текстуре. Помогут в этом игрушки в виде пирамидок или матрешек. Последний вариант вызывает у ребенка искреннее удивление – внутри одной фигурки прячется еще одна.
Приучайте малыша к общению. Разговаривайте с ним как можно чаще. Однако не следует произносить слова с ошибками, которые свойственны ребенку в этом возрасте. Впоследствии это приведет к речевым дефектам, исправить которые может только длительная работа с логопедом. Пусть малыш подражает вам, слышит правильную речь.
В четвертом триместре формируются черты характера маленького человека. В семье должна господствовать доброжелательная обстановка. В дальнейшем она станет стилем поведения малыша. Не оставляйте без внимания положительные и негативные поступки. В первом случае ребенка необходимо поощрить, высказать похвалу. Во втором – сделать замечание, объяснить доступным языком, почему такие поступки неприемлемы. В этом возрасте он должен понимать значение слова «нельзя». Чтобы малыш обратил на него внимание, произнесите слово строгим тоном.
Прежде чем делать замечание, обратите внимание на свои поступки. Дело в том что дети склонны поступать аналогично тому, как поступают окружающие его люди.
Продолжайте заниматься с ребенком физическими упражнениями, организуйте регулярные музыкальные мини-уроки. Работайте над развитием памяти, речевых навыков малыша. Читайте чаду стихи Корнея Чуковского, Агнии Барто и других выдающихся детских писателей и поэтов.
Это тот возраст, когда ребенок должен начинать кушать самостоятельно. Сначала пусть делает это руками, затем покажите ребенку как правильно пользоваться ложкой.
Какие должны быть у ребенка игрушки в возрасте от 9 до 12-ти месяцев
В последнем триместре ребенок учится сознательно пользоваться игрушками.
Приводим несколько актуальных вариантов:
- Пирамидки. Покажите ребенку как нанизывать колечки на стержень пирамидки. Он без труда будет повторять ваши действия. Задачу можно усложнить чередованием оттенков колец. Постепенно ребенок начнет различать и запоминать цвета.
- Кубики. Актуально для мальчиков. Вместе с малышом постройте башню.
- Игрушки с заводным механизмом. Яркие фигурки-матрешки.
- Машинки. Вызовут интерес как у маленьких принцесс, так и принцев.
- Различные качалки и качалки. Способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата. Малышам особенно нравится конь=качалка. Каталка в виде машинки способствует физическому развитию малыша, поскольку для передвижения потребуется упираться ногами в пол.
- Куклы с мягкой набивкой помогут закрепить знания, полученные в результате изучения частей тела. По вашей просьбе ребенок будет показывать где у куклы голова, руки, нос, щеки.
Основополагающие принципы в воспитании малыша до года
Молодые родители ошибочно полагают, что малыш до года не способен что-либо понимать, не придают значения мыслительному процессу маленького человека. На самом деле все обстоит по-другому. В первый год жизни закладываются основы воспитания, появляются различные, как положительные, так и отрицательные привычки.
Есть несколько основополагающих принципов, которых следует придерживаться в процессе воспитания ребенка до того, как ему исполнится год:
- В воспитании должны участвовать оба родителя. В этот период у малыша вырабатывается понимание семьи. Естественно что в первый год жизни большую часть времени ребенком занимается мама. Отец приходит на смену. Ведь мама нуждается в отдыхе. Ребенок чувствует, если она раздражена и устала, Недостаток внимания со стороны близких людей может привести к ряду заболеваний. Однако не следует впадать в крайность, приучать малыша к рукам. Некоторое время он должен находиться в кроватке наедине с собой.
- Важно, чтобы в первый год жизни ребенок чаще слышал теплые слова со стороны родителей. Это развивает его память, слуховые навыки, поднимает настроение.
- Перед сном необходимо проветрить помещение, организовать прогулку на свежем воздухе. Ванны с травяными настоями повысят качество сна.
- Мнения по поводу – следует ли ребенку спать вместе с мамой, расходятся. В этом процессе есть свои плюсы и минусы. Послушайте советы опытных педиатров, психологов и примите оптимальное для вашей ситуации решение.
- До шестимесячного возраста рекомендуется кормить малыша только грудным молоком. Мама должна организовать для себя на этот период полноценное питание. Ориентировочно, после полугода, в рационе малыша должен появляться прикорм. Иногда педиатры назначают его на более ранний период – с 4.5 – 5 месяцев Это зависит от конкретных особенностей и здоровья малыша. В качестве прикорма подойдут каши и пюре из овощей.
- Физическое развитие малыша должно происходить в соответствии с возрастом. Попытки заставить ребенка садиться и ходить раньше времени, могут привести к искривлению неокрепших костей и позвоночника.
- С четвертого триместра у ребенка развиваются навыки общения с людьми, появляется привязанность к близким – матери, отцу, другим родственникам, которые проводят с ним много времени. Если у малыша есть няня, она может стать ему ближе, чем родители. В 11 месяцев ребенок начинает испытывать страх перед посторонним человеком.
Важные моменты в процессе воспитания
В первый год жизни маленького человека внимание родителей, как правило, направлено на гигиенические процедуры. Они считают, что прежде всего должны купать, пеленать и кормить ребенка. В этом кроется серьезная ошибка. Она становится очевидной, когда ребенок начинает выражать недовольство по поводу приема пищи, не желает оставаться один, одеваться. Стоит ли этому удивляться? Разумеется нет! Характер ребенка формируется в первый год жизни. Об этом должны помнить молодые родители.
Важно учитывать еще ряд нюансов:
- Уверенность. Мама должна демонстрировать уверенность в себе. Передавать ребенку импульс, что с его здоровьем все в порядке. Если малыш находится на руках, действенный эффект имеют мысли, что ребенок сыт, здоров, а мама находится рядом с ним.
- Молодые мамы, которые еще не имеют опыта обращения с ребенком, часто нервничают, «накручивают» себя по любому поводу. Они пытаются выявить у младенца несуществующее заболевания, без надобности прикладывают малыша к груди. Спонтанные и необдуманные действия матери негативно сказываются на психике ребенка. Что можно сделать? Прежде всего – успокоиться. Спустя некоторое время ребенок почувствует ваше новое состояние и все придет в норму.
- Грудное вскармливание. Этот процесс вызывает много вопросов у молодых мам. Достаточное количество молока не всегда решает все проблемы. Чтобы избежать ошибок при грудном вскармливании, следует непосредственно после рождения малыша воспользоваться услугой опытного консультанта. Он поможет выбрать правильную позу во время кормления – лежа или сидя, регулировать поведение ребенка,
- Откладывание. Ребенку интуитивно хочется постоянно быть с мамой, ближе к груди и не только во время кормления. Приучайте малыша к самостоятельности. Время от времени ему следует находиться в кроватке наедине с собой. При этом мама должна быть в поле его зрения. В три месяца такая процедура должна войти в привычку. Это положительно скажется на дальнейшем развитии ребенка. Он быстрее начнет ползать, переворачиваться, интенсивно развивается моторика.
- Раскладывайте игрушки рядом с лежащим на спинке ребенком. У него появится повод повернуться на бочок. Если игрушки находятся перед глазами, ребенок просто лежит на спине и смотрит вверх.
- Практикуйте откладывание ребенка несмотря на его протест. Делать это следует постепенно. Некоторые мамы используют слинг. Однако это не всегда оправдано и в последствии может стать самой настоящей проблемой. Малыш будет впадать в истерику, если мамы не рядом.
Поза мамы при кормлении ребенка
Решение остается за мамой. Однако она должна знать некоторые нюансы процесса:
Ребенку нравится, когда его кормят в положении сидя.
Среди молодых мам распространена практика ночного кормления в положении лежа. Однако это слишком опасно. Велика вероятность задремать, и грудь может перекрыть дыхательные пути малыша. Отнеситесь во всей серьезности к этому замечанию.
В процессе кормления мама может развлекать ребенка разговорами. Ласковый голос близкого человека благоприятно влияет на пищеварительный процесс. Раздраженный же, напротив, может стать причиной капризов и нервных срывов.
Поведение родителей
В первый год жизни ребенок не может сказать о своих желаниях, выразить отношение к происходящему. Однако информация, полученная в это период сохраняется на подсознательном уровне на протяжении всей жизни. Она определяет характер маленького человека во взрослой жизни, скорректировать который будет практически невозможно. Родители должны контролировать свое поведение, исключать события негативного характера. Если мама постоянно нервничает, грубо разговаривать с другими членами семьи в присутствии ребенка, можно ожидать, что он будет поступать аналогично.
Это относится и к поведению отца. Если он принимает алкогольные напитки, курит, ребенок будет брать с него пример и во взрослой жизни может превратиться в собутыльника. Первый год жизни, это своего рода фундамент для становления личности ребенка.
Еще до рождения малыша родителям следует подумать о своем поведении.
Если в этот период ребенок улавливает в голосе родных позитивные нотки, слушает сказки и стихи, поет песенки, из него вырастает всесторонне развитая личность. Замечено, что в благополучных семьях у детей выше уровень интеллекта, они начинают говорить значительно раньше, чем их сверстники, которым не повезло с родителями.
Бабушки и дедушки. В чем проблема?
Молодые мамочки после рождения малыша испытывают серьезную психологическую и физическую нагрузку. Отсутствие опыта заставляет их нервничать по каждому поводу, будь то купание, кормление или смена пеленок. Негативное настроение передается ребенку. Он плохо спит, беспричинно плачет. В первый год жизни внука бабушки и дедушки, как правило, стараются помочь начинающим родителям. И это вполне оправдано. Они могут передать бесценный опыт ухода за ребенком.
Проблемы бабушек и дедушек проявляются позднее. Прежде всего это проявляется в несовпадении взглядов на воспитание ребенка. Непрекращающиеся дебаты по этому поводу служат причиной разлада в семействе. Даже прочные отношения могут дать «трещину». Отказываться от помощи старшего поколение не следует. Однако надо ограничить ее некоторыми рамками. Если малыш остается с бабушкой и дедушкой, всегда четко излагайте свои условия к расписанию дня и питанию. В конечном итоге плоды воспитания придется пожинать родителям. На них лежит ответственность за поведение детей.
Психология воспитания детей до года
Часто поведение малыша серьезно озадачивает родителей. Они не могут понять причину плача, капризов, нежелания принимать пищу. Может быть это манипуляции со стороны крохи? Не разбалуем ли мы малыша, выполняя все его прихоти? Сомнения не дают покоя молодым родителям.
Когда старшее поколение дает советы по воспитанию, основываясь на своем опыте, возникает вопрос – так ли оно эффективно? Практически каждый находит у себя ту или иную проблему, корни которой уходят в детство. Вряд ли удастся найти единственно правильный ответ на волнующие родителей вопросы. В каждой семье есть свои рецепты воспитания подрастающего поколения. Предлагаем актуальную информацию, которая может помочь ответить на наболевшие вопросы.
Как реагировать на плач ребенка?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Приводим два противоположных мнения:
Традиционным считается подход, который можно выразить кратким заключением: «поплачет и успокоится». Родители не считают нужным проявлять мгновенную реакцию, Ребенок сухой, недавно поел. Пусть развивает свои легкие. Они считают что это поможет отучить малыша от привычки часто требовать грудь, просыпаться по ночам. По их мнению кроха постепенно поймет что крики и плач не принесут желаемого результата.
Детоцентристский подход. Он кардинально противоположен первому варианту. Сторонник этого метода считают, что плач не принесет пользы маленькому человеку. Детоцентристы полагают, что если не удается выявить физические мотивы плача, значит следует создать психологический комфорт. Малыш не должен находиться один и проливать слезы. Ребенок находился в утробе матери долгих девять месяцев. Нет ничего удивительного, что он требует к себе внимания, тесного контакта с мамой. Сторонники учения о «естественном родительстве» придерживаются мнения – малыш должен быть окружен вниманием в такой степени, как он этого требует.
Как воспитать самостоятельность?
Сторонники традиционного воспитания считают, что малыш в возрасте до года должен уметь самостоятельно засыпать, играть, некоторое время находиться наедине с собой. В противном случае во взрослой жизни он не сможет стать успешным коммуникабельным человеком с сильным характером.
Приводим ряд правил традиционного воспитания:
- У ребенка первого года жизни должна быть своя кроватка в отдельном помещении – «детской».
- Во время прогулки ребенок должен находиться в коляске, а не на руках у мамы или папы.
- Кормление грудью должно быть организовано строго по режиму. В остальное время ребенок сосет соску.
- Если состояние здоровья после родов позволяет, женщина выходит на работу. Ребенком занимается няня.
- Родители отправляются в отпуск вдвоем. Малыш остается дома.
«Естественники» придерживаются других принципов. Они считают, что если в младенческом возрасте малыш в полной мере насладится опекой, во взрослой жизни его не испугают «волны житейского моря».
Вот несколько правил приверженцев естественного воспитания:
- Младенец всю ночь спит рядом с матерью.
- Режим кормления произвольный, по желанию малыша.
- Естественный процесс сосания не подавляют соской, а прикладывают ребенка к груди. Время кормления и место не имеют значения.
- Для прогулок используют слинг.
- Дети находятся с родителями до тех пор, пока сами не соизволят отправиться в гости к бабушке и дедушке.
Сторонники этого метода воспитания считают – дети до года, не получившие достаточной доли внимания со стороны родителей, восполняют недостаток в более старшем возрасте.
Физическое воспитание детей до года
В первый год жизни организм ребенка претерпевает значительные изменения. За 12 месяцев масса тела здорового ребенка увеличивается практически в три раза, а рост на 25-30 см. Изменения касаются и центральной нервной системы. Малыш учится двигаться, садиться, ходить. Появляются речевые навыки.
Чтобы обеспечить защиту организма маленького человека, проводят серию профилактических прививок, закаливающие процедуры и массаж.
Закаливание
Водные закаливающие процедуры. Начинают проводить с первых месяцев после рождения. Для начала температура воды должна быть в пределах от 36 до 36,5°С. Со второго полугодия ее постепенно снижают на 3-4 °С. Минимально допустимое значение составляет 30°С. Водная закаливающая процедура длится порядка 4-6 минут. Затем ребенка обливают водой, температура которой ниже чем в ванночке на пару градусов. Лицо должно быть направлено вниз. После этого малыша оборачивают мягкой простыней.
Воздушные ванны. Совмещают с гимнастическими упражнениями и массажем. Малыша освобождают от одежды и кладут на животик. Процедуры проводят на столе для пеленания. Продолжительность первого сеанса должна составлять не более одной минуты. Постепенно ее увеличивают, ориентируясь на состояние малыша и рекомендации педиатра.
Влажные обтирания. Начинают проводить со второго триместра. Они повышают эластичность сосудов, Ребенок легко переносит кратковременное переохлаждение, избавляется от рефлекторного мочеиспускания.
Физические упражнения
В течение первого года жизни формируется психика малыша. Он учится координировать свои движения, держать головку. Делает попытки сесть, ползает, начинает передвигаться на ножках.
- С 2-х месяцев комплекс физических упражнений должен быть направлен на формирование и укрепление этих навыков. Необходимо тренировать кисти ручек, пальчики. Это положительно влияет на речевые центры в головном мозге. Регулярные занятия позволяют малышу заговорить раньше стандартных показателей почти на месяц.
- В третьем триместре физические упражнения усложняют. При этом учитываются уже полученные навыки. Ребенок умеет ползать, самостоятельно переворачивается на животик, перекладывать игрушки. Для упражнений выделяют около пяти минут несколько раз в течение дня.
- К концу четвертого триместра продолжительность занятий и физическую нагрузку увеличивают примерно вдвое. Комплекс упражнений по времени должен составлять порядка 15 минут. Малыш учится ходить с помощью мамы и самостоятельно, приседать, танцевать.
Первый триместр – адаптация
Итак, остались позади стены родильного дома. Счастливые родители остались со своим малышом один на один. Маленький человечек не умеет держать головку, ходить и конечно же говорить. Возникает первый вопрос – что делать?
Попробуем представить, что чувствует кроха. Незнакомое место, яркий свет, непонятные звуки, управлять телом невозможно. Выразить свои эмоции, дать понять окружению, что вы чувствуете, можно только через отчаянный крик.
Необходимо создать условия, чтобы ребенок почувствовал себя в безопасности. Близость матери, стук ее сердца, ласковый голос погружают кроху в привычный мир. Часто педиатры называют первый триместр периодом «донашивания». Можно положить ребенка себе на живот. Это действенный способ успокоить малыша, снять стресс. Постепенно кроха обретет спокойствие и уверенность, одарит вас радостной улыбкой.
Почему малыш плачет?
Для этого есть несколько причин.
Перечислим наиболее распространенные из них:
- Малыш испытывает чувство голода.
- Кроху беспокоят колики в животе.
- Неблагоприятный микроклимат в комнате. Малышу холодно или жарко, беспокоит мокрый подгузник.
- Малыш соскучился по вашему вниманию.
- Во втором триместре добавляется еще один повод выражать недовольство – у крохи режутся зубки.
Если ребенок плачет, возьмите его на руки. Обратите внимание на движения малыша. Если судорожно подтягивает коленки к животику, возможно у него колики. Сделайте мягкий массаж по часовой стрелке. Не паникуйте, если не удается успокоить ребенка. Ни в коем случае не оставляйте его в одиночестве. Попробуйте покормить малыша. Если ваши действия не дают результата, носите малыша на руках, напевайте песенки. Делайте все с любовью. Малыши остро чувствуют эмоциональный настрой мамы, который часто становится причиной слез и криков.
Рацион питания мамы оказывает влияние на пищеварение малыша. Соблюдайте диету в течение всего периода кормления малыша грудью. Это залог здоровой пищеварительной системы ребенка.
Помните, что период «зубок и животиков» длится не вечно. Пройдет немного времени и вы забудете об этих неприятностях.
Не манипулирует ли ваш малыш?
Этот вопрос всегда беспокоит молодых родителей. Если исполнять все требования малыша, не приведет ли это к манипулированию со стороны ребенка по отношению к близким людям?
Представьте, что вы не можете двигаться и испытываете сильную жажду. Понятно, что вы бы пытались всеми способами сообщить об этом тем, кто находится рядом. Аналогичным образом поступают дети в возрасте до одного года. Если малыш не успокаивается, значит мы не смогли разгадать его проблему.
Фразу «поорет и замолчит» часто используют применительно к малышам первого года жизни. Животные никогда не практикуют этот принцип. В первые месяцы жизни, малыши, будь то человек или животное, нуждаются в повышенной заботе.
Если ребенку раз за разом отказывать в помощи, есть риск сформировать недоверие или безразличие к близким, спровоцировать агрессию. Стресс может негативно повлиять на умственное развитие и психику.
Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка в первый год жизни
В этот период приходит понимание значимости взрослых, которые находятся с ним в постоянном контакте. Рядом с ними он чувствует себя в безопасности. Они входят в круг своих.
Малышу до года нужна обратная связь. Она должна выражаться через прикосновения и эмоции. Следует носить ребенка на руках, обнимать, не скупиться на поцелуи. Слова подчеркивают яркой интонацией. При этом важно смотреть ребенку в глаза.
Прикосновения к малышу нельзя расценивать как прихоть. Отсутствие тактильного контакта влечет за собой умственную отсталость. Наблюдения за детьми из детских домов подтверждают это предположение.
Мама устала
Рождение малыша, это большая радость для любой мамы. Однако первый год жизни ребенка для многих женщин становится настоящим испытанием. Это объясняется отсутствием опыта, нежеланием и неумением разобраться в причинах поведения малыша. Порой стресс вызван необходимостью отказаться от обычного образа жизни, работы, любимых занятий.
Однако если внимательно отнестись к запросам ребенка, выяснится, что он требует не так и много. Настроение мамы всегда передается ребенку. Стоит успокоиться, как сразу выясняется, что малыш стал меньше капризничать, появляется возможность заняться своими делами. Чаще целуйте и обнимайте малыша, произносите нежные теплые слова. Результат не заставит себя ждать. Вы будете успевать сделать все, что запланировали на день.
Год пролетит быстро. Если ребенку уделяли достаточно времени, он уже в два года порадует вас своей самостоятельностью.
Отметим важные нюансы воспитательного процесса в первый год после рождения ребенка:
- Ребенок в этот период пытается понять – можно ли доверять новому миру, рады ли ему здесь?
- В первый триместр ребенок привыкает жить вне мамы.
- Мама должна придерживаться правильного рациона питания. При необходимости следует получить консультацию у доктора. Легкая пища избавит малыша от коликов и других проблем с пищеварением.
- В первый год жизни не отказываем малышу и мчимся к нему по первому зову.
- Малыш не склонен к манипуляциям, он всего лишь пытается выжить.
- Здоровая психика и интеллектуальные способности малыша зависят от эмоционального и тактильного контакта с близкими.
- Близкие должны дать маме возможность полноценно отдохнуть.
До трехлетнего возраста идет интенсивное развитие ребенка. Родители должны уметь быстро перестраиваться. То что важно для грудничка, не подходит для полуторалетнего ребенка.
В первый год жизни для малыша решающее значение имеют любовь и внимательное отношение к его потребностям.
Видео по теме воспитания
Востребованные методики воспитания ребенка от рождения до года
Многие мамы и папы ошибочно думают, что воспитательный процесс ребенка до года сводится лишь к гигиеническим процедурам. Однако это далеко не так. Опыт показывает, что дети, которые были обделены вниманием, имеют отклонения в развитии. Конечно, есть исключения. Все зависит от конкретной ситуации и особенностей ребенка.
Если в вашей семье возникли трудности в воспитании малыша, рекомендуем познакомится с действенными методиками и системами воспитания, которые востребованы во всем мире. Они основаны на многолетнем опыте, содержат советы и рекомендации, направленные на успешное развитие детей разного возраста. Помогают воспитать в будущем успешных и уверенных в себе людей.
Всестороннее развитие – методика Монтессори
Система Монтессори пользуется успехом уже в течение двух десятков лет. Методику предпочитают родители из разных стран. Суть воспитания по этой системе заключается в том, что ребенок воспитывает себя самостоятельно. Основатель учения считает, что малышам нельзя навязывать тот или иной вид занятий. Он должен сам выбрать, чем хочет заниматься в данный промежуток времени. Монтессори уверен, что лучший учитель – это все, что окружает ребенка. Ребенок получает знания без помощи взрослых, черпает их из окружающего мира, вырабатывает собственную точку зрения.
Карточки — система Глена Домана
Оригинальная методика от Глена Домана направлена на развитие воображения. Умственное развитие малыша начинается уже с пеленок. Обучение проводят при помощи карточек, на которых изображены предметы и слова. Они должны всегда находиться в поле зрения ребенка. Регулярные занятия способствуют полноценному развитию, получению всех видов навыков – от двигательных, до развития правильной речи.
Подражание, как способ воспитания – Вальдорфская школа
Основатели направления пропагандируют приемы воспитания, в основе которых лежит творческая активность, познание окружающего мира. Усилия педагогов направлены на развитие индивидуальности. В школе не приветствуется заучивание предмета. Каждый день ребенка не похож один на другой. Если вчерашний день был посвящен рисованию, то сегодня дети постигают актерское искусство или знакомятся с природой.
Занятия организованы в формате игры. Каждый ученик может выбрать роль по своему усмотрению.
Любопытный факт! Пропагандисты этой теории не одобряют стремления к развитию интеллекта ребенка в раннем возрасте. Получать первые навыки письма и учиться читать преподаватели Вальдорфской школы советуют в возрасте около 10 лет.
Топ-5 книг для семьи с детьми
Мечта любого родителя заключается в том, чтобы найти ответы на следующие вопросы:
- Как научиться разбираться в характере своего малыша.
- Как сохранять самообладание и быть выдержанным в процессе общения с ребенком
- Как не «сорваться» в сложных ситуациях.
Часто найти правильный ответ, мешает банальная неопытность, отсутствие правильного совета со стороны старшего поколения. Так как же поступить, если малыш не на шутку разбушевался, а все известные вам приемы воспитания не работают? Многие родители занимают выжидательную позицию. Считают, что малыш подрастет и все встанет на свои места. Однако есть еще один вариант – книги авторов с солидным опытом воспитания детей разного возраста.
Предлагаем познакомиться с топ-5 книг для родителей, которые помогли многим семьям справиться с непростыми ситуациями.
Книга Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
Книга будет полезна родителям с маленькими и уже подросшими детьми, семьям, в которых все хорошо, или напротив царит отчаяние. Автор поднимает тему правильного общения с малышами. Вы узнаете, как случайно брошенная фраза может нанести ребенку травму с точки зрения психологии, заставить замкнуться в себе. В книге поднимаются вопросы «трудных» детей, рассмотрены различные жизненные ситуации. Вы получите действенные советы, закрепите полученные знания на практике. Автор убеждена, что исправить ситуацию можно в любое время.
Ирина Ханхасаева. Книга – «Растет дочка, растет сын»
Ирина воспитывает четверых детей. Автор делится с читателем бесценным опытом, который получила в процессе развития своих малышей. В книге охвачен период с момента рождения ребенка до детского сада. Вы найдете советы по вопросам общения с новорожденным, познакомитесь с рекомендациями, как успокоить капризное чадо. Узнаете секреты подготовки малыша к общению с другими детьми.
Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»
Книга поможет родителям которые начинают терять веру в себя. Их ребенок стал неуправляемым и не желает прислушиваться к матери или отцу. Ле Шан советует поменять взгляд на создавшуюся ситуацию. По ее мнению родителям прежде всего следует разобраться в собственных проблемах, погрузиться в пору своего детства. Знакомство с книгой предостережет от желания наказать ребенка за очередной проступок. Выяснить, почему действия малыша вызывают раздражение и как от этого избавиться.
Ибука Масару. Книга «После трёх уже поздно»
Автор книги родом из Японии. Он раскрывает информацию о том, что дети с рождения наделены неограниченными возможностями. Они есть у каждого человека. Однако родители должны знать, как раскрыть их, в какой среде должен воспитываться малыш. В книге уделяется внимание возрасту от момента появления малыша на свет и до трех лет. Ибуки Масару считает что именно в этот период ребенок без труда усваивает новую информацию. Книга предназначена для тех, кто ожидает или уже воспитывает малыша в этом возрасте.
Супруги Борис и Елена Никитины. Книга «Мы и наши дети»
Супруги делятся опытом воспитания своих детей. Оригинальные методики, советы и рекомендации помогут наладить отношения с ребенком, составить свой алгоритм поведения при общении с малышом. Центральная мысль – умеренность в подходах при воспитании маленького человека с младенчества до совершеннолетия. Авторы считают что это залог здоровой и счастливой жизни вашего малыша.
Заключение
Воспитание детей до года – непростая задача. Необходимо запастись терпением, проникнуться заботой о маленьком человеке. Психологи не дают однозначного ответа о правильности существующих подходов к воспитанию. Молодые родители принимают решения по развитию малыша самостоятельно. Важное условие – ребенок должен быть счастлив. Любовь, искреннее желание понять малыша и помочь ему – залог здоровой психики и развитого интеллекта.