Как успокоить тревожного малыша

Как успокоить тревожного малыша

Дети, по сути не сильно отличаются от нас, взрослых. За исключением наличия жизненного опыта. Именно его отсутствие делает их более уязвимыми перед возникающими трудностями. Их маленький внутренний мир еще не научился отражать атаки. Как успокоить тревожного малыша? Чем ему помочь? Попробуем разобраться. Начнем с того…

Что такое тревожность у ребенка

Тревожность — это негативное эмоциональное состояние ребенка, характеризующееся как повышенное волнение или беспокойство.

Как правило, это нормальная реакция организма на некомфортную ситуацию. Например, волнение перед выступлением на сцене или беспокойство за результаты контрольной.

Повышенная тревожность — психическое состояние ребенка, характеризующееся усиленной негативной реакцией организма на любой раздражитель.

В отличие от страха, четко назвать причину возникновения тревоги сложно. Точнее, ребенок не может этого сделать. То есть, если малыш говорит, что боится высоты — это страх (фобия). Если же он не может назвать причину своих волнений, то речь идет о тревожности.

Что такое тревожность у ребенка

Виды тревожного состояния

Далеко не всегда тревожность это плохо. Иногда бывают ситуации, когда именно возбужденное состояние способствует своевременной мобилизации внутренних ресурсов. Помогает собраться и справиться с ситуацией наиболее эффективно. Например, волнение перед контрольной.

Когда ребенок в целом уравновешен и спокоен, но испытывает беспокойство непосредственно перед ответственным моментом. В таком случае, он способен взять эмоции под собственный контроль. Направить освободившуюся энергию на эффективное решение поставленных задач.  Впоследствии отпустить ситуацию.

Другое дело, когда речь идет о хронической тревожности. Когда волнение без причины берет верх над ребенком. Мешает сосредоточиться. Не отпускает вне зависимости от внешних обстоятельств. Без помощи взрослых тут вряд ли обойтись.

Тревожность бывает двух видов: личностная и ситуационная.

Личностная тревожность

Зачастую личностная тревожность воспринимается как свойство сложившегося характера. Ее связывают с темпераментом, характером, уровнем интеллектуального развития и поведением родителей(или других близких взрослых). В зоне повышенного риска находятся дети — меланхолики, интроверты. 

Личностная тревожность проявляется как негативная реакция на любые жизненные обстоятельства, в том числе позитивные. Оказывает влияние на самооценку ребенка и его положение в социальных группах.

Виды тревожного состояния

Ситуационная тревожность

Ситуационная тревожность всегда связана с приобретенным негативным опытом пережитого события. Например, посещение зубного врача. Большинство взрослых боится даже одного упоминания о приеме у стоматолога. И тянется это, кстати, из детства. Однажды испытав дискомфорт или боль в стоматологическом кресле, человек получает негативную ассоциацию с этим местом. И в будущем начинает испытывать тревожность как только осознает о необходимости новой встречи.

Читайте больше про детские страхи >>>

Дети, страдающие от повышенной “фоновой” тревожности подразделяются на четыре основных типа: невротики, расторможенные, застенчивые и замкнутые.

  • Невротики. Бывает так, что повышенная тревожность развивается до невроза. В таком случае не обойтись без помощи невропатолога и психиатра. Душевный дисбаланс проявляется физически. Возникает нервный тик, заикание и другие соматические симптомы.

Для того, чтобы помочь такому ребенку необходим комплексный подход.

Следует создать безопасную обстановку. Убрать травмирующие факторы. Давать возможность выговориться. С пониманием относится к его переживаниям. Даже незначительным. Помочь найти инструмент для выхода негативных эмоций. Например, рисование страхов. Или игрушечное театральное представление с проигрыванием волнительной ситуации.

  • Расторможенные. Гиперактивность. Сверхчувствительность. Повышенная эмоциональность. Именно за чрезмерным проявлением эмоций и прячутся подлинные переживания. Расторможенные дети, как правило, становятся нарушителями общественного порядка. Равнодушны к критике. Становятся забывчивыми, рассеянными, неаккуратными.

Чтобы восстановить душевное равновесие расторможенного ребенка, следует оказать ему поддержку, показать свою расположенность к нему. Помочь поверить в себя. Подобрать занятия для выхода чрезмерной активности.

  • Застенчивые. Испытывают сильное волнение и страх перед любой ситуацией. Крайне не инициативны. Имеют сложности с коммуникацией. Тяжело переносят малейшее давление и напор. 

Помочь смогут беседы тет-а-тет. Именно при личном разговоре с глазу на глаз  ребенок сможет открыться и поделиться переживаниями. Им требуется осознание своего права на ошибку. Похвала.

Читайте больше о стеснительных детях >>>

  • Замкнутые. Необщительные, кажущиеся равнодушными ко всему происходящему. Крайне настороженные. Считают все и всех подозрительными. Чувствуют угрозу.

Путь к глубинам души такого ребенка лежит исключительно через общие интересы. Найти то, что вызывает в нем положительные эмоции и потихоньку сближаться с ним на этой почве.

Ситуационная тревожность

Основные причины возникновения тревоги у ребенка

Все на свете имеет свое начало. Тревога не исключение. Для того, чтобы понять, как именно успокоить тревожного малыша, необходимо разобраться с источниками переживаний. 

Читайте еще:   Неуспеваемость: как помочь ребенку преодолеть неудачи в учебе

К основным причинам возникновения тревоги у ребенка относятся:

  • Нездоровая домашняя обстановка. Когда сами родители постоянно встревожены дети отзеркаливают их состояние. Как говорится: “Яблоко от яблони…”;
  • Смена привычной обстановки.Это может быть как смена места жительства, так и смена учебного заведения;
  • Необоснованное завышение требований. Стремление родителей сделать из ребенка сверхчеловека. Например, постоянная критика за оценки ниже пятерок
  • Противоречивые требования. Ребенок должен четко понимать, что от него хотят. Когда мама ругает, а папа поощряет за одно и то же, ребенок теряется.

Кроме того, существуют определенные модели поведения родителей, которые приводят к ребенка к душевному дисбалансу.

“Наседки”

Есть такая категория родителей, которые стремятся оградить свое чадо от всего на свете. Будь их воля, посадили бы в стеклянный купол.

Однако, принимая решения вместо ребенка, контролируя каждый его шаг и чих, родители лишают его возможности думать самостоятельно.

Учиться самому справляться с возникающими трудностями. Таким образом любая ситуация, возникающая с ребенком без родителей становятся для него стрессом.

Он боится и не знает, как ему быть. Что приводит к тому, что он начинает жить в постоянной тревоге.

Основные причины возникновения тревоги у ребенка

“Идеальные родители неидеальных детей и наоборот”

Такие семьи бывают двух типов. Одни — состоятельные люди, занимающие высокое статусное положение в обществе. Считают, что дети не имеют права быть неидеальными. Всегда требуют от них быть быть быстрее, выше, сильнее. Без права на ошибки.

Читайте еще:   Пубертатный период

Вторые — это люди, которые не смогли сами добиться желаемого, но стремятся воплотить свои амбиции в детях. Также осуждая их за малейшее несовершенство.

Такая схема приводит к тому, что ребенок сначала бьется изо всех сил, чтобы оправдать ожидания и заслужить любовь. Но потом начинает бунтовать. Закрывается от семьи и намеренно идет в сторону саморазрушения.

А все это для того, чтобы уйти от постоянной тревоги, которая развивается вследствие подобного воспитания.

“Это Спарта!”

Как правило, такие родители сами выходцы из авторитарных семей. Считают, что все чего они добились в жизни — следствие “ежовых рукавиц” и отсутствие нежностей. Считая эту схему идеальной, воплощают ее на воспитании теперь уже своих детей. Игнорируют проблемы ребенка, осуждают страхи, оставляют наедине с неудачами.

Приводит это к заниженной самооценке и хронической тревожности.

Симптомы хронической тревожности у ребенка

  • Боязнь всего нового. Ребенок зацикливается на одних и тех же мультфильмах, книгах. Отказывается узнавать что то новое.
  • Капризность. Малыш начинает плакать и хныкать из-за любой мелочи. 
  • Отказ от посещения учебных заведений.После долгого перерыва, связанного с каникулами, болезнью или другими причинами, ребенок отказывается возвращаться в детский сад или школу. 
  • Плохой сон. Кошмары, долгое засыпание или пробуждение.
  • Болезненная разлука с близкими.
  • Ребенок не может отойти от взрослого ни на шаг. Любая попытка заканчивается истерикой.
  • Постоянная усталость. Малыш ведет себя вяло даже без нагрузки. Постоянно хочет спать.
  • Постоянно переспрашивает.Чувство тревоги порождает неуверенность в себе и собственных силах. По нескольку раз спрашивает одно и то же, боясь совершить ошибку.
  • Бросает все на полпути. При малейших трудностях или неудачах отказывается продолжать начатое.
  • Психосоматические проявления.Нервный тик, заикание и другие.
  • Отсутствие концентрации. Ребенок не может сосредоточиться на выполнении поставленных задач.
  • Физиологические проявления. Снижение аппетита. Повышенная потливость. Учащенное сердцебиение. Частые расстройства желудка и другие.

При выявлении симптомов тревожного состояния ребенка ему необходимо помочь.

Он еще не обладает интеллектуальным развитием взрослого человека. Не имеет определенного опыта преодоления трудностей. Поэтому родители должны направить свои усилия на то, чтобы вернуть ему душевное равновесие. 

Для достижения поставленной цели в ход идут как корректировка поведения взрослых, так и подбор правильных слов. Начнем с разговоров.

Симптомы хронической тревожности у ребенка

Какие фразы помогают успокоить ребенка

  • “Бояться — это нормально”. Чувство страха присуще абсолютно всем. Вне зависимости от возраста. Необходимо постараться объяснить ребенку, что взрослые тоже боятся. Поделиться личным опытом. Привести примеры из жизни. Рассказать о том, что страх можно держать под контролем и использовать себе во благо.
  • “Давай нарисуем”. Предложить ребенку нарисовать то, что вызывает в нем тревогу. Не важно будет ли это четкий рисунок или просто каракули. Главное, визуализировать страх, позволить найти ему выход.
  • “Давай надуем шарики”. Дыхательные упражнения являются универсальным средством для борьбы со стрессами. Как для взрослых, так и для детей. Но объяснять маленькому ребенку тонкости выполнения этой практики не имеет смысла. Он уже волнуется. Поэтому лучше превратить все в игру. Предложить ему синхронно надувать невидимые шары. Делая глубокий вдох, чтобы набрать воздух для шара. И глубокий выдох в представляемый шарик. 
  • “Ты такой смелый”. Полезным будет ободрить малыша. Сделать так, чтобы он сам начал верить в то, что может со всем справиться.
  • “Мы преодолеем это вместе”. Важно показать ребенку, что он не остается наедине со своими страхами.
  • “Чем я могу тебе помочь?”. Лучше прямо спросить малыша о том, как лучше оказать ему помощь и поддержку. Ведь ответ может оказаться простым. Возможно ему нужны всего лишь крепкие объятия.
  • “А ведь ты уже это делал, помнишь?”. Если ситуация повторяется, то следует напомнить о том, как успешно все прошло в прошлый раз. Это ободрит и успокоит.
  • “Давай ты мне все расскажешь, а я послушаю”. Иногда детям, как и взрослым, нужно всего лишь выговориться.
Читайте еще:   Мультфильмы: и польза, и вред

Это лишь малая часть универсальных фраз, способных снять волнение у малыша. Они, как скорая помощь, актуальны тогда, когда тревога уже наступила. 

Однако, негативные душевные состояния ребенка лучше всего предотвращать заранее. Нежели бороться с их последствиями.

Посмотрим несколько рекомендаций, направленных на корректировку родительского поведения.

Какие фразы помогают успокоить ребенка

Как себя вести и что говорить, чтобы ребенок не тревожился

  • Обращайте внимание на самого ребенка, а не на его достижения. Прекратите публично обсуждать его неудачи. Не делайте это сами и одергивайте других.
  • Будьте последовательны. Согласовывайте решения со всеми членами семьи. Ребенок должен четко понимать за что его похвалят, а за что накажут.
  • Работайте над детской самооценкой. Не позволяйте закопаться в комплексах. Не тыкайте в недостатки. Делайте акценты на достоинствах.
  • Детский ум пытлив. Но простого жизненного опыта малышам явно не достает. Поэтому им следует объяснять “такие элементарные” для взрослых вещи. Разъясняйте мотивы своих решений и поступков.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими. Каждый малыш уникален. Имеет как сильные, так и слабые стороны.
  • Учите личным примером. Будьте спокойны, рассудительны. Создайте здоровую атмосферу в семье. Не ругайтесь при ребенке.
  • Адекватно оценивайте возможности ребенка. Учитывайте его индивидуальные особенности.
  • Разговаривая с малышом, обращайтесь к нему по имени. Поддерживайте визуальный контакт. Присядьте, будьте с ним на одном уровне.
  • Вникайте в детские переживания. Разговаривайте, обсуждайте, делитесь личным опытом.

На самом деле каждому человеку нужна любовь, забота и понимание. Это основные составляющие стабильного душевного равновесия. Вот только детям их нужно чуть больше, чем взрослым.

К сожалению, вырастая, люди забывают, каково это быть ребенком. Считают, что детские проблемы ничтожны в сравнении со взрослыми трудностями. Вот только для малышей все совсем не так. Для них каждый новый день становится открытием. С новыми победами и поражениями. Это все очень волнительно. А основная задача родителей — помочь им во всем разобраться. Научить жить без ненужных переживаний. Преодолевать страхи и тревогу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детская психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector