Упражнения для развития разговорной речи

Как развить разговорную речь, зачем и кому? Эти вопросы смело можно отнести к категории риторических. Потому что уметь красиво, емко и грамотно сказать сегодня – значит быть успешным человеком.

Все дело в том, что каждое новое время диктует свои условия, выбирает для нас модные высокооплачиваемые профессии, для освоения которых нужны отдельные навыки. Сегодня хорошими гонорарами могут похвастаться те, кто вещает с экранов телевизоров, звучит по радио или умеет злободневно высказаться на просторах Интернет. То есть люди, некогда хорошо поработавшие над развитием своей разговорной речи. В этой статье мы расскажем, как улучшить разговорную речь и какие упражнения для развития речи взрослого человека наиболее эффективны.

Правила выполнения упражнений

        Итак, структура статьи будет построена таким образом, что читатель сможет ознакомиться с целой программой развития правильной разговорной речи. Эта программа включает в себя шесть пунктов-заданий. Каждое задание рассчитано на выполнение в течение определенного промежутка времени – а именно, трёх дней.

        Эффективность упражнений будет максимально высокой, если, прежде чем приступить к каждому последующему заданию, вы повторите уже выполненные.

        Что касается времени выполнения упражнений, то начало тренинга можно заключить в рамки 15-20 минут. А вот к концу программы, вам нужно будет тратить порядка часа на работу со своей речью. Повторение предлагаемого комплекса не просто допустимо, но очень даже поощряемо. То есть, когда овладеете курсом в случае необходимости или желания, повторите его снова полностью или сделав акцент на тех моментах, которые вас интересуют.

        Практика показывает, что 2-3 повторения всей программы гарантирует приличный результат. Ученики обнаруживают в себе талант говорить правильно, интересно и по делу, при этом с шутками и подробной четкой расстановкой приоритетов в своем обращении. В общем, в добрый путь! Пробуем.

Читайте еще:   Биполярное расстройство у подростков: причины возникновения и способы лечения

Лексика

Так, у вас есть словарь? Будет нужен словарь. Художественную книгу, думается, можно найти в любом, даже на вид не читающем доме. Ну то есть, понятно, что помимо словаря, понадобится еще какой-либо текст для развития речи. Задача перед обучаемым донельзя проста: нужно заменять слова выбранных частей речи в тексте на синонимы.

        Например, замените каждое прилагательное исходного текста на подходящий по смыслу эпитет. Это может быть идиоматическое словосочетание или обычный фразеологизм. Потом выполните это задание для глаголов, существительных. Словарь может понадобиться на первое время, позже, вы освоитесь и сможете находить нужные слова сами.

        Расширение словарного запаса необходимо для того, чтобы увеличить пассивные лексические единицы. Кроме того, это задание поможет вам узнать лучше не только русский язык, но и английский, ведь огромное количество современных терминов мы заимствуем именно оттуда.

Есть условия – решаем задачу

        Второе задание заключается в составлении текста по имеющимся ключевым словам. Для развития речи снова обратитесь к любому художественному тексту. Случайно выберите пять слов любой части речи, но только тех, которые несут смысловую нагрузку. По ним придумайте текст, не слишком большой – на две-три минуты выступления. Проговорите его.

        Затем выберите еще пять слов и придумайте еще один рассказ. Всего должно быть три (максимум, четыре) текста.

        При помощи этого задания, вы сможете проработать свое воображение, научитесь составлять логические выступления, разовьете свою сообразительность.

Читайте еще:   Гиперактивный ребенок: надо ли лечить?

Разговор наедине с собой

        Как развить свою речь? Поговорите с тем, кого вы каждый день видите в зеркале. Только есть условие: произносите некоторые слова с различными интонационными ударениями. Исходные слова выберете, как и в предыдущих заданиях, случайно из любого отрывка книги.

        Теперь расскажите то сочинение, которое вы придумали в прошлом задании. Сначала без мимики, а потом – с ней. Экспериментально определите, какой вариант мимики будет наиболее подходящим для этого текста.

        Наблюдая за собой, за выражением своего лица, ответьте себе на вопрос: оно нравится вам? А как отнесутся к вашему выступлению слушатели? А зрители?

        Главная цель данного задания – научиться управлять своей мимикой. Это умение сделает вашу разговорную речь харизматичной.

Усложняем!

        Четвертое задание аналогично второму (с ключевыми словами), только теперь сделайте его чуть сложнее. Вместо пяти исходных слов, возьмете десять. А теперь придумывайте рассказы и проговаривайте их вслух.

Звучание

        Послушайте свою речь. Здесь в помощники следует взять диктофон. Проговорите текст, записывая его на запоминающее устройство. Так вы сможете оценить выигрышные и проигрышные стороны речи. На основе этих данных исправьте то, что вам не понравилось и оцените интересные моменты своего говорения.

        Мы предлагаем вам два главных критерия оценки разговорной речи:

  1. Ваше к ней отношение;
  2. Предполагаемое отношение аудитории (субъективно, на ваш взгляд).

Кстати, в предыдущих заданиях вы выбирали прозу? Теперь лучше обратиться к поэзии. Прочитайте выбранное стихотворение прямо со страницы книги, а потом выучите его наизусть. Каждый раз записывайте на диктофон чтение. Если вы все-таки останавливаете свой выбор на прозе, делайте пересказ отрывка.

        Особо обратите внимание на орфоэпию – правильное произношение, расстановку ударений. Чтобы не допустить ошибок, удостоверьтесь в правильности речи по справочнику. И даже запишите в отдельную тетрадь сложные для вас с точки зрения произношения слова. Так они лучше запомнятся.

Читайте еще:   Шаг за шагом: руководство по использованию карточек Монтессори для обучения вашего ребенка

Работа с собеседником

        Шестой, последний этап, ориентирован на работу с собеседником. Будет хорошо, если он так же, как и вы, выполнял предыдущие задания программы. Постойте диалог по принципу сочинения текстов на основе ключевых слов. Количество ключевых слов выберите на свое усмотрение – от одного до семи.

        Ну а если соратника по развитию речи у вас нет, попросите помощи у друга или родственника. Заранее подумайте над темой диалога, выберете максимально удобное для вас двоих время. Главное, что вы должны научиться делать – уметь вызвать интерес у собеседника темой общения, а затем удержать его внимание как минимум на пять минут. Если у вас несколько раз получилось провести успешные диалоги на выбранные темы – вы справились с заданием.

        В целом, предложенная программа научит вас быстро и качественно проработать свою разговорную речь. Вы сможете ясно, непринужденно и доходчиво изъясняться в диалогах и полилогах, выступать перед большой аудиторией, что особенно актуально для бизнес-сфере и общественной деятельности. А по большому счету – в любой сфере жизнедеятельности. Возвращайтесь к упражнениям раз за разом, и улучшения не заставят себя ждать. Как и успех.

Слово – начало любого дела. А чтобы дело спорилось, говорите правильно и интересно. Тогда вас не только услышат, но и прислушаются. Даже если вам кажется, что вы никогда не научитесь ораторскому искусству, сделайте шаг вперед – начните учиться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детская психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector