Почему детям нравятся страшные сказки

Почему детям нравятся страшные сказки

Почему детям нравятся страшные сказки и леденящие кровь сюжеты? Ведь большинству детей действительно бывает страшно, когда им рассказывают о сказочных и кровожадных злодеях, чудовищах и ведьмах. Малыши прячутся под одеяло, прижимаются к маме, крепко держатся за любимых мишек и кукол, но все равно просят почитать страшилку. 

Чем привлекает их страшный сюжет и почему вновь хочется испытать те самые эмоции – расскажем в статье.

Теория детского страха: в чем ее суть

Теория детского страха позволяет понять, почему дети так любят жуткие истории. Разберемся, что такое страх. 

Страх – психологическое состояние, при котором интуитивно чувствуется угроза жизни, здоровью, ощущение надвигающейся беды. Детские страхи могут проявляться в виде испугов, боязни, ужаса, неприятных предчувствий. 

Выделяют два вида страха: 

  • ситуативный,
  • личностный.

Первый считается внезапным и наступает в результате какой-то ситуации, вызвавшей ужас, испуг (например, неожиданное и агрессивное нападение собаки). Второй относится к кому-то конкретно: страх перед учителем, соседом и другими людьми.  

Встретиться еще раз со злой кусачей собакой или вызывающим страх человеком ребенок не хочет. Повторения ситуаций, ставших причиной сильного испуга, дети стараются избегать.

А вот страшные сказки могут читать и слушать не по разу. Почему?

Страшная сказка для ребенка остается все же сказкой, вымышленной историей. Он понимает, что это происходит с литературным героем, а не с ним лично, что сказка все равно закончится, и в большинстве случаев она заканчивается хорошо. 

Такой страх доставляет ребенку удовольствие потому, что он знает положительный исход. Добро победит зло, храбрый герой победит злодея, все положительные личности будут спасены, а отрицательные – повержены.

Фантазия у детей богатая, а знаний о реальном мире недостаточно. Часто реальный мир, оберегая ребенка от негатива, не имеет плохих сторон. Поэтому ребенок домысливает, представляет, что все злодеи и чудовища существуют в действительности. Дети боятся выдуманных существ, и это помогает им справиться с реальным страхом неизвестности.

Страхи и их преодоление позволяют детям расширить представление о мире, сделать выводы о существовании добра и зла, о равновесии этих сил в настоящей жизни.

Нужны ли детям страшные истории и сказки? Конечно, это определяют родители малышей. Кто-то оберегает детей от страшилок, не покупает книги и убирает мультфильмы, содержащие негатив. Кто-то не против этих произведений. 

Теория детского страха: в чем ее суть

В любом случае, взрослым следует понимать, что полное игнорирование страшных историй не даст хороших результатов. Ребенок, которого воспитывали исключительно в добре и никогда не говорили о том, что есть и плохие стороны жизни, вырастет неподготовленным к разным ситуациям. 

Как бы этого не хотелось взрослым, они не смогут всегда быть рядом. Наступит момент, когда мальчик или девочка станут жить своей жизнью, и то, какой она будет, зависит, в том числе, и от их детского опыта.

Страшные сказки дают этот опыт на примитивном уровне. Читая или слушая истории, ребенок усваивает, что есть люди, имеющие плохие намерения, желающие навредить кому-то, обидеть, обобрать, предать, нажиться и получить блага за чужой счет. 

Малыш узнает, что есть смертельные болезни, и что люди не живут вечно. Но эти сказки содержат и противоположную силу – силу добра, любви, взаимопомощи, внутреннего духа. И эта сторона сказок не менее важна.

Чтобы не травмировать детскую психику, начинайте читать страшные сказки постепенно, наблюдая за реакцией. Начинайте с безобидных рассказов, комментируйте происходящее и с осторожностью управляйте детским страхом. 

Используйте приемы, позволяющие ребенку почувствовать себя смелым и сильным, умеющим постоять за себя и близких. 

Если ребенок не хочет слушать подобные произведения, не настаивайте. Придет время, когда малыш будет к ним готов морально, тогда и начнете вводить в практику.

Теория детского страха

Почему детям нравится бояться

Почему детям нравится бояться? Возможно, детям нравится представлять себя  героем страшной сказки и бояться, испытывая полное понимание того, что все будет хорошо? 

Какие страхи можно вытащить из детского подсознания, читая истории о Золушке, Белоснежке, Синей Бороде, драконах и ведьмах?

Представим некоторые из них:

  • боязнь умереть от голода;
  • страх потерять дом;
  • страх остаться одному;
  • боязнь изгнания;
  • страх встречи с незнакомым человеком;
  • страх оказаться в полной темноте;
  • страх внезапной смерти.
Читайте еще:   Жизнь как она есть: как отвечать на сложные вопросы (часть 2)

Эти страхи ребенок испытывает, но, скорее всего, не рассказывает об этом взрослым. Слушая или читая сказки, замирая на страшных сюжетах, малыш проецирует страхи на себя и учится переживать вместе с героями литературного произведения. 

Собственно, это и является целью самой сказки: направить детские страхи в воображаемый мир и помочь справиться с ними именно там. Малыш представляет, что отправляется в мрачные замки и подземелья, темные леса, заброшенные дома, где живут злодеи и чудовища, сражается наряду с другими героями и, конечно побеждает.

Помимо добра и зла, которые постоянно противоборствуют на сказочных страницах, в детской литературе нередко присутствует тема смерти. Ребенок начинает осознавать, что люди (и он сам) не могут жить вечно, что все когда-то уйдут в иной мир.

Какие-то герои умирают и воскресают (например, царевна в сказке Пушкина или Белоснежка), какие-то умирают без возможности восстать, и их смерть просто констатируется как факт. Иногда повествование продолжается без умершего, и сюжет меняет жизнь других героев. 

Например, Золушка потеряла мать, злая мачеха сделала жизнь бедной сироты невыносимой. То есть, смерть матери изменила судьбу Золушки. Ребенок осознает данный факт и боится оказаться в подобной ситуации. Страх остаться без мамы присутствует на подсознательном уровне, но слушая сказку Перро у мамы на руках, ребенок одновременно переживает за Золушку и представляет себя на ее месте. 

Страшные сказки способствуют тому, что дети приходят к осознанию, что неприятности и препятствия можно преодолеть, а на любой злой поступок имеется добрый ответ, и злодеи все равно будут повержены. 

Примеры сказочных героев, победивших чудовищ, ведьм, злодеев, имеют авторитет среди детей. Нередко малыши начинают им подражать, привнося в жизнь элементы сказок и трансформируя ситуации на сказочный лад.

Почему детям нравится бояться

Детские страшные истории

Детские страшные истории содержат не только сказочных злодеев и чудовищ, но и ситуации с обычными героями, в которых ребенку становится страшно. Например, многие русские народные сказки в основе сюжетов имеют страх. 

Слушая сказку «Гуси-лебеди», ребенок  боится, что его унесут птицы и отдадут на съедение Бабе-Яге. Причем, сюжет сказки полностью построен не на боязни злой старухи, а на боязни гусей. Всю сказку злобные птицы гоняются за детьми, которые вынуждены прятаться у Реченьки, Печки, Яблони. Ребенок, затаив дыхание, слушает о приключениях и ждет, кто еще придет на помощь Алёнушке и Иванушке. 

Сказка «Царевна-лягушка» вводит ребенка  страх от проделок Кащея и Бабы-Яги. Мальчики ощущают себя Иваном-царевичем, отправившимся спасать Василису, а девочки – той самой Василисой Прекрасной, на долю которой выпало быть лягушкой по милости Кащея. 

Ребенок наперед знает, что финал будет хорошим, но те страхи, которые переживают герои в течение сказки, заставляют вновь и вновь переживать и бояться.

Бывает так, что ребенок проецирует на себя не роль героя, спасающего всех в сказке, а роль злодея, крушившего все на своем пути. Почему малышу хочется иногда быть плохим? Возможно, дело в том, что ребенок испытывает разные эмоции, среди которых злость и гнев занимают отдельное место. Малыш может обидеться на родителей, на друзей, сестер и братьев, хочет отомстить и показать любым путем, что он тоже является личностью. 

Открыто проявить эмоции могут не все, поэтому иногда ощущения безнаказанности и мщения маленькие люди переживают через страшные сказки. Мальчик чувствует себя всемогущим злодеем, который совершает плохие поступки и мучает положительных героев. Девочка чувствует себя злой колдуньей, умеющей наводить порчу на тех, кто ее обидел. 

Сказка помогает перевоплотиться в любого героя и прожить именно те эмоции, которые нужны в данный момент.

В любом случае, необходимо держать эмоции под родительским контролем, чтобы не было перекосов в сторону злодейства и спасения мира в ущерб детской психике. 

Дети любят любые истории, которые начинаются словами «В чёрном-чёрном городе, на черной-чёрной улице». Как правило, продолжение этих историй не страшное, но начало завораживает, и детям хочется слушать дальше.

Некоторые детские игры построены на страхе. Кошки-мышки, прятки привлекают детей тем, что ребята боятся быть пойманными, замеченными с одной стороны. Или ловить, искать и находить с другой стороны. 

Дети проживают разные роли, примеряют на себя поведение «кошек», «мышей» — тех, кто боится и тех, кто нагоняет страх.  

Детские страшные истории

Страшные сказки: примеры литературных произведений

Страшные сказки. Какие удачные примеры есть в литературе, применимые к современным детям? Сочинительство страшных сказочных историй – дело древнее. Как только люди научились говорить и рассказывать о чем-то, они начали придумывать сказки.

У каждой нации есть старинные народные сказки, и добрые, и страшные. Все они имеют особенности, связанные с местом проживания, образом жизни, менталитетом. Каждая сказка чему-то учит, в этом и заключается суть. В каждой сказке есть плохие и хорошие герои, поступки, решения. 

Русские народные сказки основаны на добре и зле, отношениях и поддержке. В них фигурируют животные, взрослые люди, дети, нечистая сила. Прослеживаются темы любви, смерти, жертвенности.

К разряду страшных относят следующие сказки: «Кащей Бессмертный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», ряд былин.

Из зарубежных к страшным относят сказки, написанные Братьями Гримм, Шарлем Перро, Гансом Христианом Андерсеном, Вильгельмом Гауфом. В них фигурируют колдуны и ведьмы, описываются случаи, когда герои попадают в безвыходные ситуации. Герои зарубежных сказок придумывают способы победы над злом, используют изощренные способы борьбы с нечистью и т.д.    

Читать или не читать страшные сказки детям, решают родители. Выбирайте сказки по возрасту, смотрите, как они влияют на малышей. Если с восприятием все в порядке – читайте эти сказки помимо другой литературы. Страшные сказки дают понимание, что мир не идеален, и люди в нем разные. 

Если ребенок сильно боится – повремените со сказочными страхами. Всему свое время, ни к чему травмировать психику ребенка с раннего возраста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детская психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector