Почему детям нравятся страшные сказки и леденящие кровь сюжеты? Ведь большинству детей действительно бывает страшно, когда им рассказывают о сказочных и кровожадных злодеях, чудовищах и ведьмах. Малыши прячутся под одеяло, прижимаются к маме, крепко держатся за любимых мишек и кукол, но все равно просят почитать страшилку.
Чем привлекает их страшный сюжет и почему вновь хочется испытать те самые эмоции – расскажем в статье.
Теория детского страха: в чем ее суть
Теория детского страха позволяет понять, почему дети так любят жуткие истории. Разберемся, что такое страх.
Страх – психологическое состояние, при котором интуитивно чувствуется угроза жизни, здоровью, ощущение надвигающейся беды. Детские страхи могут проявляться в виде испугов, боязни, ужаса, неприятных предчувствий.
Выделяют два вида страха:
- ситуативный,
- личностный.
Первый считается внезапным и наступает в результате какой-то ситуации, вызвавшей ужас, испуг (например, неожиданное и агрессивное нападение собаки). Второй относится к кому-то конкретно: страх перед учителем, соседом и другими людьми.
Встретиться еще раз со злой кусачей собакой или вызывающим страх человеком ребенок не хочет. Повторения ситуаций, ставших причиной сильного испуга, дети стараются избегать.
А вот страшные сказки могут читать и слушать не по разу. Почему?
Страшная сказка для ребенка остается все же сказкой, вымышленной историей. Он понимает, что это происходит с литературным героем, а не с ним лично, что сказка все равно закончится, и в большинстве случаев она заканчивается хорошо.
Такой страх доставляет ребенку удовольствие потому, что он знает положительный исход. Добро победит зло, храбрый герой победит злодея, все положительные личности будут спасены, а отрицательные – повержены.
Фантазия у детей богатая, а знаний о реальном мире недостаточно. Часто реальный мир, оберегая ребенка от негатива, не имеет плохих сторон. Поэтому ребенок домысливает, представляет, что все злодеи и чудовища существуют в действительности. Дети боятся выдуманных существ, и это помогает им справиться с реальным страхом неизвестности.
Страхи и их преодоление позволяют детям расширить представление о мире, сделать выводы о существовании добра и зла, о равновесии этих сил в настоящей жизни.
Нужны ли детям страшные истории и сказки? Конечно, это определяют родители малышей. Кто-то оберегает детей от страшилок, не покупает книги и убирает мультфильмы, содержащие негатив. Кто-то не против этих произведений.
В любом случае, взрослым следует понимать, что полное игнорирование страшных историй не даст хороших результатов. Ребенок, которого воспитывали исключительно в добре и никогда не говорили о том, что есть и плохие стороны жизни, вырастет неподготовленным к разным ситуациям.
Как бы этого не хотелось взрослым, они не смогут всегда быть рядом. Наступит момент, когда мальчик или девочка станут жить своей жизнью, и то, какой она будет, зависит, в том числе, и от их детского опыта.
Страшные сказки дают этот опыт на примитивном уровне. Читая или слушая истории, ребенок усваивает, что есть люди, имеющие плохие намерения, желающие навредить кому-то, обидеть, обобрать, предать, нажиться и получить блага за чужой счет.
Малыш узнает, что есть смертельные болезни, и что люди не живут вечно. Но эти сказки содержат и противоположную силу – силу добра, любви, взаимопомощи, внутреннего духа. И эта сторона сказок не менее важна.
Чтобы не травмировать детскую психику, начинайте читать страшные сказки постепенно, наблюдая за реакцией. Начинайте с безобидных рассказов, комментируйте происходящее и с осторожностью управляйте детским страхом.
Используйте приемы, позволяющие ребенку почувствовать себя смелым и сильным, умеющим постоять за себя и близких.
Если ребенок не хочет слушать подобные произведения, не настаивайте. Придет время, когда малыш будет к ним готов морально, тогда и начнете вводить в практику.
Почему детям нравится бояться
Почему детям нравится бояться? Возможно, детям нравится представлять себя героем страшной сказки и бояться, испытывая полное понимание того, что все будет хорошо?
Какие страхи можно вытащить из детского подсознания, читая истории о Золушке, Белоснежке, Синей Бороде, драконах и ведьмах?
Представим некоторые из них:
- боязнь умереть от голода;
- страх потерять дом;
- страх остаться одному;
- боязнь изгнания;
- страх встречи с незнакомым человеком;
- страх оказаться в полной темноте;
- страх внезапной смерти.
Эти страхи ребенок испытывает, но, скорее всего, не рассказывает об этом взрослым. Слушая или читая сказки, замирая на страшных сюжетах, малыш проецирует страхи на себя и учится переживать вместе с героями литературного произведения.
Собственно, это и является целью самой сказки: направить детские страхи в воображаемый мир и помочь справиться с ними именно там. Малыш представляет, что отправляется в мрачные замки и подземелья, темные леса, заброшенные дома, где живут злодеи и чудовища, сражается наряду с другими героями и, конечно побеждает.
Помимо добра и зла, которые постоянно противоборствуют на сказочных страницах, в детской литературе нередко присутствует тема смерти. Ребенок начинает осознавать, что люди (и он сам) не могут жить вечно, что все когда-то уйдут в иной мир.
Какие-то герои умирают и воскресают (например, царевна в сказке Пушкина или Белоснежка), какие-то умирают без возможности восстать, и их смерть просто констатируется как факт. Иногда повествование продолжается без умершего, и сюжет меняет жизнь других героев.
Например, Золушка потеряла мать, злая мачеха сделала жизнь бедной сироты невыносимой. То есть, смерть матери изменила судьбу Золушки. Ребенок осознает данный факт и боится оказаться в подобной ситуации. Страх остаться без мамы присутствует на подсознательном уровне, но слушая сказку Перро у мамы на руках, ребенок одновременно переживает за Золушку и представляет себя на ее месте.
Страшные сказки способствуют тому, что дети приходят к осознанию, что неприятности и препятствия можно преодолеть, а на любой злой поступок имеется добрый ответ, и злодеи все равно будут повержены.
Примеры сказочных героев, победивших чудовищ, ведьм, злодеев, имеют авторитет среди детей. Нередко малыши начинают им подражать, привнося в жизнь элементы сказок и трансформируя ситуации на сказочный лад.
Детские страшные истории
Детские страшные истории содержат не только сказочных злодеев и чудовищ, но и ситуации с обычными героями, в которых ребенку становится страшно. Например, многие русские народные сказки в основе сюжетов имеют страх.
Слушая сказку «Гуси-лебеди», ребенок боится, что его унесут птицы и отдадут на съедение Бабе-Яге. Причем, сюжет сказки полностью построен не на боязни злой старухи, а на боязни гусей. Всю сказку злобные птицы гоняются за детьми, которые вынуждены прятаться у Реченьки, Печки, Яблони. Ребенок, затаив дыхание, слушает о приключениях и ждет, кто еще придет на помощь Алёнушке и Иванушке.
Сказка «Царевна-лягушка» вводит ребенка страх от проделок Кащея и Бабы-Яги. Мальчики ощущают себя Иваном-царевичем, отправившимся спасать Василису, а девочки – той самой Василисой Прекрасной, на долю которой выпало быть лягушкой по милости Кащея.
Ребенок наперед знает, что финал будет хорошим, но те страхи, которые переживают герои в течение сказки, заставляют вновь и вновь переживать и бояться.
Бывает так, что ребенок проецирует на себя не роль героя, спасающего всех в сказке, а роль злодея, крушившего все на своем пути. Почему малышу хочется иногда быть плохим? Возможно, дело в том, что ребенок испытывает разные эмоции, среди которых злость и гнев занимают отдельное место. Малыш может обидеться на родителей, на друзей, сестер и братьев, хочет отомстить и показать любым путем, что он тоже является личностью.
Открыто проявить эмоции могут не все, поэтому иногда ощущения безнаказанности и мщения маленькие люди переживают через страшные сказки. Мальчик чувствует себя всемогущим злодеем, который совершает плохие поступки и мучает положительных героев. Девочка чувствует себя злой колдуньей, умеющей наводить порчу на тех, кто ее обидел.
Сказка помогает перевоплотиться в любого героя и прожить именно те эмоции, которые нужны в данный момент.
В любом случае, необходимо держать эмоции под родительским контролем, чтобы не было перекосов в сторону злодейства и спасения мира в ущерб детской психике.
Дети любят любые истории, которые начинаются словами «В чёрном-чёрном городе, на черной-чёрной улице». Как правило, продолжение этих историй не страшное, но начало завораживает, и детям хочется слушать дальше.
Некоторые детские игры построены на страхе. Кошки-мышки, прятки привлекают детей тем, что ребята боятся быть пойманными, замеченными с одной стороны. Или ловить, искать и находить с другой стороны.
Дети проживают разные роли, примеряют на себя поведение «кошек», «мышей» — тех, кто боится и тех, кто нагоняет страх.
Страшные сказки: примеры литературных произведений
Страшные сказки. Какие удачные примеры есть в литературе, применимые к современным детям? Сочинительство страшных сказочных историй – дело древнее. Как только люди научились говорить и рассказывать о чем-то, они начали придумывать сказки.
У каждой нации есть старинные народные сказки, и добрые, и страшные. Все они имеют особенности, связанные с местом проживания, образом жизни, менталитетом. Каждая сказка чему-то учит, в этом и заключается суть. В каждой сказке есть плохие и хорошие герои, поступки, решения.
Русские народные сказки основаны на добре и зле, отношениях и поддержке. В них фигурируют животные, взрослые люди, дети, нечистая сила. Прослеживаются темы любви, смерти, жертвенности.
К разряду страшных относят следующие сказки: «Кащей Бессмертный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», ряд былин.
Из зарубежных к страшным относят сказки, написанные Братьями Гримм, Шарлем Перро, Гансом Христианом Андерсеном, Вильгельмом Гауфом. В них фигурируют колдуны и ведьмы, описываются случаи, когда герои попадают в безвыходные ситуации. Герои зарубежных сказок придумывают способы победы над злом, используют изощренные способы борьбы с нечистью и т.д.
Читать или не читать страшные сказки детям, решают родители. Выбирайте сказки по возрасту, смотрите, как они влияют на малышей. Если с восприятием все в порядке – читайте эти сказки помимо другой литературы. Страшные сказки дают понимание, что мир не идеален, и люди в нем разные.
Если ребенок сильно боится – повремените со сказочными страхами. Всему свое время, ни к чему травмировать психику ребенка с раннего возраста.